http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e17a6a36-49e5-436c-ad60-80d0d807acc1&print=1
© 2024 Российская академия наук

НАУКА ВСТРЕТИТСЯ С ОБРАЗОВАНИЕМ

13.03.2006

Источник: Парламентская газета, ОЛЬГА ЗЕНЬКОВИЧ

Наука + образование

Проблемам законодательного обеспечения интеграции науки и образования посвящено выездное заседание членов Комитета Госдумы по образованию и науке, которое пройдет с 13 по 14 марта в Санкт-Петербурге.

В выездном заседании примут участие губернатор города на Неве Валентина Матвиенко, полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, представители местной исполнительной и законодательной власти, ученые и ректоры.

Местом проведения научно-образовательный комплекс "Санкт-Петербургский физико-технический научно-образовательный центр РАН", директором которого является депутат Государственной Думы академик РАН Жорес Алферов, выбран не случайно.

- Жорес Иванович, уже больше года назад состоялся президентский совет, посвященный интеграции науки и образования. Заметны ли какие-нибудь изменения?

- Я бы сказал, что со времен совета почти ничего не изменилось. А ведь очень важно, чтобы как можно больше ученых академии участвовало в образовательном процессе. Можно создавать академические учебные заведения, передавать исследовательские организации академии вузам. Обо всем этом говорится и в программе реформирования науки, я с этим согласен. Но это должны быть конкретные решения, которым не препятствует законодательство.

- А что на практике?

- Уже пять лет не может начать функционировать придуманный мной академический физико-технологический университет. Это учебное заведение совершенно нового типа. Идею создания академического университета поддержал Президент Владимир Путин. Университет имеет лицензию, программы, можно использовать построенное для него здание. Но нет бюджетного финансирования, а потому нельзя по-настоящему начать прием в аспирантуру и магистратуру. Чиновники все время ищут и находят возможность нам отказать. Как-то я говорил с заведующей одним из отделов Минфина. Она мне ответила: "Академия не имеет права расходовать деньги на научно-образовательный центр, поскольку она должна заниматься и расходовать деньги на науку. А университеты не имеют права расходовать деньги на науку, поскольку должны заниматься и получают деньги на образование".

На выездном заседании обсудят, что можно сделать для того, чтобы в законодательном плане способствовать реальной интеграции образования и науки. Ведь если экономика начинает базироваться на высоких технологиях, кандидат наук становится массовой "профессией". И уровень квалификации ему нужен иной: с высоким уровнем знания иностранных языков, философии, истории, естествознания и пограничных областей науки.