http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e4066c1f-3a20-44b8-9e78-25145d9331c8&print=1© 2024 Российская академия наук
Супян Виктор Борисович, заместитель Директора Института США и Канады РАН, профессор, доктор экономических наук Виктор Супян: « В США есть огромный научно-технический потенциал. Его наличие дает основание утверждать, что еще долгие годы Вашингтон будет сохранять разрыв со своими основными конкурентами»
В Институте США и Канады РАН вышла монография о высшем образовании и университетах США. Почему в начале второго года мирового кризиса авторский коллектив выбрал для исследования именно эту тему, как сегодня чувствует себя американская экономика? Об этом и многом другом мы беседуем Виктором Супяном.
Справка STRF.ru:
Сегодня на страницах наших изданий можно прочитать оценки экономики США, которые звучали в прежние времена: о закате и крахе доллара, о грядущем распаде страны. Подобные мнения охотно тиражируются СМИ. А как дела обстоят на самом деле?
— Основания для пессимистических оценок есть — дефицит бюджета США превысил 12 процентов и достиг уровня 1940 года. Пока не понятно, как с этим справиться. Безработица превысила 10 процентоа. Этот показатель сегодня в два раза выше, чем в последние 20 лет. Хотя в результате мирового кризиса промышленный спад в США был значительно ниже, чем в Европе и России. Если говорить о прогнозе развития этой страны на 15—20 лет, то серьезную конкуренцию Америке составит Китай. По темпам роста экономики (9—10 процентов в год) эта страна превосходит любую другую. Но по качественным показателям: структура ВВП, уровень научно-технического и социального развития, уровня и качества жизни, Китай будет отставать от экономики США в разы. Так что говорить о том, что Вашингтон утрачивает свои позиции не правильно.
Есть также мнение, что либеральная модель потерпела крах. Думаю, это не так. Я считаю, что данный кризис укладывается в циклическое развитие рыночной американской экономики. Это не катастрофа. Экономика США преодолела спад. В этом году будет рост — 1,5—2 процента.
Что же спасло США от коллапса?
— В США есть огромный научно-технический потенциал. Его наличие дает основание утверждать, что еще долгие годы Вашингтон будет сохранять разрыв со своими основными конкурентами. Большое значение имеет также свобода предпринимательства. По соответствующему индексу США долгие годы уверенно занимают первые места. Во многих других странах этому мешает засилье бюрократии, чрезмерное государственное вмешательство, которое тормозит экономический рост.
В 2009 году в США на научные исследования было истрачено 382 миллиарда долларов. Для сравнения в России — около 20 миллиардов. Американская цифра составляет 32—33 процентов от всех мировых расходов на науку, то наша — 1 процент. Отсюда следуют разные выводы. Можно, конечно, жить и с не очень развитой фундаментальной наукой. Можно гордиться высоким уровнем жизни, пользуясь результатами исследований других стран. Мы знаем такие примеры. Это малые страны Европы. Но в этом случае и амбиции должны быть скромнее. К великим державам страна без научно-технического потенциала относиться не может. Когда у страны есть мощные научные заделы, именно она определяет будущий уровень жизни и технологий. Не говоря о вопросах безопасности, политическом влиянии.
Китай сегодня старается догнать США на научном направлении?
— В 2009 году Поднебесная потратила 142 миллиарда долларов (около 13 процентов мировых расходов) на науку. За тот же период Япония выделила на научные исследования 144 миллиарда долларов. То есть, Китай по масштабам инвестиций в хай-тек почти догнал эту страну. Другое дело: у Поднебесной нет пока научных школ. Экономика этой страны во многом имитационная — повторяет достижения других стран. Но усилия Китая в области науки впечатляют. На каком-то этапе количество перейдет в качество.
Существует очень эффективная и рациональная структура, которая позволяет задействовать все сектора экономики на создание научно-технического продукта
В каком соотношении частный и государственный сектора финансируют науку США?
— 67 процентов средств дает частный сектор. 26 процентов — федеральное Правительство. Остальное — университеты и некоммерческие организации. Хотя доля в научных расходах государства уменьшилась после «холодной войны». (Заметно уменьшилась доля научно-исследовательские расходов на военные цели). Оно активно размещает заказы на те, или иные исследования в университетах или частных компаниях, таким образом, финансируя науку. Существует очень эффективная и рациональная структура, которая позволяет задействовать все сектора экономики на создание научно-технического продукта. Разделение труда тоже понятно. Если фундаментальные исследования делают университеты, то прикладные — частные компании. Этот опыт нам следовало бы позаимствовать.
С приходом к власти Президента Обамы была поставлена цель существенно повысить расходы на фундаментальные исследования. Если сегодня доля расходов на научные исследования в США составляет 2,7 процентов от ВВП, то стоит задача в следующем году повысить эту цифру до 3 процентов. Это гигантская цифра, которой экономика США не достигала никогда. Даже во времена нашего первого спутника, когда Америка пыталась преодолеть отставание, расходы на науку достигли 2,9 процента. В России на хай-тек тратится 1 процент ВВП.
Кстати, США занимают не первое место в мире по доле расходов на науку в ВВП. Впереди них ряд маленьких стран — Израиль, Швеция, Финляндия. По общему объему эти страны не могут сравниться с США.
Показательно и количество полученных США Нобелевских премий в области науки и техники. Это 45 процентов от всех мировых наград.
Что сегодня происходит в реальном секторе экономики США?
— Существует необоснованное мнение, что вся обрабатывающая промышленность переместилась из США в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Это отчасти верно. Действительно, в Америке сформировалась постиндустриальная экономика, где доминирует сфера услуг. Но при этом в этой стране действует треть всей обрабатывающей промышленности мира и 40 процентов всей наукоемкой. В Японии доля наукоемкой во всей обрабатывающей промышленности — 9, 3 процентов. В Германии — 11 процентов. В США — 37 процентов.
Если соотносить американскую продукцию с мировой, то на США приходится 55 процентов мирового производства аэрокосмической продукции, 34 процента производства компьютеров, 30 процентов производства медикаментов. Пока никто конкурировать в этих секторах с США не может.
— Это интересный феномен. Среднее образование в США пока что очень слабо. Но этот недостаток компенсируется очень хорошим высшим образованием. Всего в этой стране 4300 университетов и колледжей. Не все они одинаково хороши. В их число входит 200 исследовательских университетов. Там концентрируется большая часть фундаментальной науки и самого престижного образования. Если посмотреть на рейтинги университетов мира, то первая двадцатка — американские высшие учебные заведения. Наши лучшие вузы в такие рейтинги не попадают. Может быть, потому, что учитываются все составляющие — сколько преподавателей приходится на одного студента, условия занятия спортом, условия проживания в общежитии.
Секрет успеха образования в США — очень большие деньги. Обратная сторона этого процесса — студенты должны платить за хорошее образование. В первой двадцатке университетов это составляет 40—50 тысяч долларов в год. Хотя налажена система грантов и стипендий. Студент может подрабатывать.
Другие вузы ориентированы на узкую специализацию и не дают фундаментальной подготовки. Есть двухгодичные колледжи, 4-х годичные и так далее.
Государственных вузов в США 1850, частных — 2500. 75 процентов студентов выбирают государственные учебные заведения. Если молодой человек учится в своем штате, то получает значительную скидку. Если переезжает, будет платить намного больше.
В США каждый желающий учиться может найти себе нишу, что создает базу для развития высокотехнологичного сектора экономики.