БЕЗ КАПИТАЛА В ГОЛОВЕ. ТОЛЬКО 6% РОССИЯН ОСОЗНАННО ИНВЕСТИРУЮТ В СЕБЯ
27.08.2018
Источник: КОММЕРСАНТЪ, 27.08.18
Анастасия Мануйлова
Наиболее
существенным компонентом человеческого капитала в России является образование —
на уровне среднего специального оно есть у 44% жителей страны. Россияне также
демонстрируют относительно высокое владение навыками в информационных
технологиях и интерес к иностранным языкам. Впрочем, только 6% работающего
населения инвестируют в свое развитие осознанно.
Хотя
РФ обладает достаточно высоким уровнем человеческого капитала, эта оценка может
быть формальной — среди населения сознательно управляют своими профессиональными
навыками не больше 6%. Такие данные приводят в своем исследовании эксперты
Высшей школы экономики. Его основой стали данные всероссийского опроса Федерального
научно-исследовательского социологического центра РАН — выборка составила 4
тыс. человек и охватывает основные группы населения по типу поселения, уровню
образования, профессии, полу и доходу.
Главным
компонентом человеческого капитала в РФ является среднее специальное
образование — в целом по стране оно есть у 44% граждан (в столицах — у 46%). В
центрах субъектов РФ доля россиян со средним специальным образованием намного
меньше — всего 34%, но в райцентрах их более половины. Высшее образование —
второй по важности компонент человеческого капитала в РФ — имеют 30% россиян в
целом (33% — в столицах), 38% — в областных, краевых и республиканских центрах,
26% — в райцентрах и 25% — в селах. Если учитывать также тех, кто имеет
неоконченное высшее, а также второе высшее образование или ученую степень
кандидата или доктора наук, то в целом 43% жителей столиц и 52% жителей других
центров субъектов РФ имеют образование выше среднего специального, а в
райцентрах и селах доля этой категории населения менее трети (32%).
Помимо
образования вклад в человеческий капитал создают специализированные навыки — в
первую очередь в сфере информационных технологий (ИКТ). Не имеют или не
используют навыков работы на компьютере или в интернете в столицах лишь 6%
работающих россиян, в областных и районных центрах — 12% и 11% соответственно,
в сельской местности — 16%. Востребованность этих навыков в столицах заставляет
их работающих жителей активнее своих коллег из других городов развивать именно
эти навыки. Так, среди них 18% за последние три года приобретали или совершенствовали
свои навыки работы на компьютере. В региональных и районных центрах к этому
типу инвестиций в себя прибегали всего 10%, в селах — 8% жителей. Также работающие
жители мегаполисов активнее других россиян инвестируют в иностранные языки —
смежную с ИКТ область. Среди работающих москвичей и петербуржцев изучали иностранные
языки на курсах или самостоятельно 7% (при среднем значении по стране 5%).
В
то же время осознание того, что инвестиции в себя могут приводить к более
высокому уровню благосостояния, а также реальное использование переобучения и
переквалификации как инструмента смены работы и повышения зарплаты характерно
для 10% и 8% жителей столиц и других центров субъектов РФ соответственно (более
половины из них — профессионалы), 6% — в районных центрах и лишь 4% в сельской
России (при среднем значении по работающим россиянам 6%). Как результат,
работающие жители сел практически не инвестируют в свой человеческий капитал —
большинство из них (63%) никак за последние три года не пополняли свои знания.
В столицах эта доля составляет треть от всех работающих, в региональных центрах
— половину, а в райцентрах — 57%. Для тех, кто, напротив, накапливает
человеческий капитал, каждый дополнительный год обучения приводит при прочих
равных к росту дохода служащих на 3,9%, на 2,4% — для рабочих. Дополнительный
год трудового стажа увеличивает индивидуальный доход на 1,5%, причем как для служащих,
так и для рабочих. Для руководителей эффект дополнительного года стажа дает
5,7% увеличения их дохода, но обучение на их зарплатах уже не сказывается.
Высокий
уровень образования населения обеспечивает России 24-е место в рейтинге
Всемирного банка «Глобальный индекс человеческого капитала». Однако, по оценкам
экспертов ВЭФ, он не подкреплен успехами в научной сфере и отягощен низким
показателем использования имеющихся знаний. В то же время рост инвестиций в
человеческий капитал мог бы стать существенной поддержкой развития экономики РФ
до 2035 года. По расчетам Центра стратегических инициатив, государственные
вложения в образование и здравоохранение могли бы после 2026 года добавить в
экономический рост свыше 2 п. п., что позволило бы приблизить российские темпы
роста к среднемировым.