http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e5218f0c-cbbc-4d94-a5ad-c9f43981c15c&print=1
© 2024 Российская академия наук

БЛЕСК И НИЩЕТА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВУЗА

14.09.2006

Источник: Финансовый контроль

ВИКТОР САДОВНИЧИЙ, академик, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова

АКАДЕМИК, РЕКТОР МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА ВИКТОР САДОВНИЧИЙ О ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДО СИХ ПОР ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МНОГИМ ДИСЦИПЛИНАМ СООТВЕТСТВУЕТ САМЫМ ВЫСОКИМ МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ. КОСВЕННОЕ, НО УБЕДИТЕЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОГО - "УТЕЧКА УМОВ" , КОГДА ВЫПУСКНИКИ НАШИХ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ БУКВАЛЬНО НАРАСХВАТ ЗА РУБЕЖОМ.

ТАК, В КОМПАНИИ "МАЙКРОСОФТ" РАБОТАЕТ БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ, В IBM - ПОЧТИ ТЫСЯЧА, В "ИНТЕЛ" - ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ. МНОГИЕ РУКОВОДИТЕЛИ ЭТИХ КОМПАНИЙ ОТКРОВЕННО ГОВОРЯТ: "НЕ ПРЕКРАЩАЙТЕ ПОДГОТОВКУ ТАКИХ РЕБЯТ, А ТО МЫ ОСТАНЕМСЯ БЕЗ СОТРУДНИКОВ".

БЕДНЫЙ ПРОФЕССОР

Безусловно, жизнь ставит перед нами много проблем, таких как повышение качества, воспроизводство научных кадров, совершенствование управления и создание абсолютно конкурентоспособной системы подготовки специалистов.

Ни для кого не секрет, что вопрос качества образования упирается в материальное положение учителя, преподавателя, их статус. А у нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Две трети своего времени профессор университета проводит не на основной работе, а в других местах, зарабатывая на проживание, так сказать, "на стороне". Я думаю, что это ненормально. Профессор должен за свою основную работу получать достаточно. Тогда от него можно требовать, чтобы он все рабочее время отдавал университету. И это должно быть зафиксировано в персональном контракте, как делается во всех университетах мира.

Мы вносим предложение подготовить и принять закон о статусе педагогического работника. Принимая этот закон, необходимо создать возможности для повышения оплаты труда преподавателя, научного сотрудника университета.Тем более что в Российской академии наук подобный эксперимент уже проводится. Хорошим подспорьем будет планируемое увеличение надбавок до трех и семи тысяч рублей за степень кандидата и доктора наук соответственно.

ПРОДАЕТСЯ ДИПЛОМ. НЕДОРОГО

Качество образования напрямую связано с квалификацией преподавателей. Во многих созданных в последнее время высших учебных заведениях, а это в основном юридические, экономические и управленческие, вообще не хватает квалифицированных педагогических кадров. Нет у нас в стране потенциала, способного качественно преподавать во всех высших учебных заведениях вместе с филиалами. Ведь их у нас 3345.

Только в Москве и области 93 вузовские структуры готовят дипломированных юристов. Возникает вопрос: кто там преподает, откуда вдруг появилось такое большое количество юристов высокой квалификации, способных читать сложные курсы лекций объемом в 300-400 учебных часов? Оказалось, что в штатных расписаниях таких скороспелых вузов, факультетов и филиалов значились для рекламы имена известных профессоров и специалистов, которые, однако, никакой преподавательской деятельности там не вели, а зачастую о своем новом "месте работы" и не знали.

По данным Минобрнауки, в 2005 году было проверено четыреста образовательных учреждений, из которых только в адрес ста шестидесяти не было нареканий. Руководство министерства не делает секрета из того, что многие вузовские филиалы, по существу, превратились в пункты выдачи дипломов и делают это далеко не всегда безвозмездно.

Одинаковые дипломы выдаются при абсолютно разном качестве обучения, и все - государственного образца. У нас, на мой взгляд, два выхода. Либо мы должны создать действенную, строгую систему лицензирования, аккредитации и навести здесь порядок. Либо перейти на выдачу диплома университета, и тогда каждый университет будет вынужден бороться за качество своего диплома.

Нам необходима хорошо продуманная, компьютеризированная система контроля качества. Причем она должна охватывать не только университеты, но и школы.

В действительности речь идет об очень важном деле: формировании в стране единой информационной среды в сфере образования. Многие университеты настойчиво ставят вопрос о создании на их базе соответствующих ресурсных центров.

В АСПИРАНТУРУ ЗА ДЕНЬГИ

В последние годы государством сделан ряд шагов по созданию условий для стимулирования воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Это известные указы Президента и постановления правительства. Однако следует признать, что перелома в решении этой задачи пока не видно.

Не все предпринимаемые в этой сфере меры были одинаково бесспорны. В частности, подготовка аспирантов на платной основе. В результате прием в аспирантуру, а также поток новоиспеченных кандидатов и докторов наук сильно вырос. За счет платной формы численность аспирантов с 1993 года увеличилась в три раза. И это при условии, что число реальных научных руководителей сократилось в несколько раз. Появился даже такой вид бизнеса, как подготовка кандидатских и докторских диссертаций "под ключ" , а сами диссертации стали объектом купли-продажи.

Сейчас стало модным среди крупных бизнесменов и даже депутатов обзаводиться ученой степенью доктора наук. Формальная принадлежность к интеллектуальной элите теперь начинает определяться не только трудом и талантом человека, но и его платежеспособностью. Этой моде надо положить конец.

Как решить проблему воспроизводства кадров? Нам кажется, что здесь необходимо выделить ключевые вопросы.

Прежде всего, это поддержка молодых, по-настоящему талантливых ученых. Этот вопрос неоднократно обсуждался на Совете при Президенте страны. Хорошо известно, какие вопросы надо решить, чтобы закрепить молодых ученых в науке и образовании. Это вопросы зарплаты, современного научного оборудования и жилья.

КАК БЫТЬ С РЕКТОРОМ

Вообще говоря, по проблемам высшего образования принято много законодательных актов, в которые неоднократно вносились поправки. Назрела необходимость подготовить и принять кодекс об образовании, подобно тому, как существуют Налоговый и Трудовой кодексы. В нем следует четко отразить вопросы налогообложения. Сейчас профессор, покупая на заработанные им деньги, скажем, компьютер государственному вузу, платит за это еще и налоги.

Мы все признаем важность укрепления государственного влияния, в первую очередь государственного контроля за деятельностью вузов. Это вполне нормально и необходимо. Однако при этом важно иметь в виду, чтобы государственный контроль не ослаблял, а усиливал потенциал самоконтроля вуза, вытекающего из его автономии, и не превращался бы в дополнительную бюрократическую процедуру.

По нашему мнению, предлагаемый порядок избрания ректора и введения должности президента нуждается в изменениях и дополнениях. Более правильно доверить рассмотрение кандидатур коллегиям министерств по ведомственной подчиненности вузов или, может быть, специальным государственным комиссиям, с вовлечением в них с правом решающего голоса представителей общественности, Союза ректоров, региональной и муниципальной власти, работодателей, причем все это должно быть строго определено в законе. Полномочия ректора и президента надо разделить законодательно, а не на основе их обоюдного соглашения. Я уверен, что принятие таких поправок сохранит автономию вузов, что будет только на пользу как государству, так и гражданскому обществу в России.

АУ ИЛИ МГУ

Не могу не сказать и о законопроекте "Об автономных учреждениях". Обсуждение этого документа в высшей школе активно идет уже более года. Его тщательный юридический анализ проведен Московской юридической академией, Московским, Санкт-Петербургским, Нижегородским, Дальневосточным университетами и рядом других вузов. В этих заключениях высказываются опасения, что в случае изменения статуса государственного образовательного учреждения на автономное учреждение появится возможность отчуждения его имущества. Это может привести в итоге к смене собственника и предназначения вуза.

Союз ректоров подготовил предложения Правительству Российской Федерации, в которых решаются практически все поставленные в законопроекте задачи стимулирования работы вуза и расширения его самостоятельности в сфере финансовой деятельности. Однако, что принципиально, при этом не меняется правовой статус университета. Представляется целесообразным более тщательно изучить этот вопрос и рассмотреть его при принятии образовательного кодекса, увязав с другими отраслями права: финансовой, налоговой и страховой. Могу с уверенностью сказать, что реализация наших предложений безусловно улучшит положение студентов и послужит развитию образования в нашей стране.