ТАЯНИЕ МЕРЗЛОТЫ В АРКТИКЕ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ КАТАСТРОФУ, СЧИТАЮТ УЧЕНЫЕ
03.09.2019
Источник: РИА Новости, 03.09.19
Вера Костамо
Таяние
подводной мерзлоты приводит к массированным выбросам парникового газа метана,
что в будущем может изменить климат. Задача исследования ученых Томского
политехнического университета (ТПУ) в Морях Восточной Арктики – оценить масштабы
происходящих процессов, сообщили РИА Новости в пресс-службе ТПУ.
Таяние
вечной мерзлоты и метановые аномалии
Ученые
ТПУ на борту научно-исследовательского судна "Академик М. Келдыш"
отправятся 16 сентября из Архангельска в очередную экспедицию по Морям
Восточной Арктики совместно с сотрудниками Тихоокеанского океанологического
института им. В.И. Ильичева и Института океанологии им. П. П. Ширшова.
Экспедиция направлена на выявление биогеохимических и экологических последствий
таяния мерзлоты в Морях Восточной Арктики и по трассе Северного Морского пути.
В
последние десятилетия исследование процессов таяния вечной мерзлоты под
действием изменений климата проводилось, в основном, на суше.
Совместные
исследования ученых ТПУ и ТОИ РАН показали, что в последние 30 лет скорость
таяния подводной мерзлоты в Морях Восточной Арктики удвоилась, по сравнению с
предыдущими столетиями, и достигла 18 сантиметров в год. Это значит, что во
время современного периода потепления кровля подводной мерзлоты заглубилась в
зону стабильности гидратов ("твердого" метана), что привело к их дестабилизации
и к массированным выбросам парникового газа метана.
Ученые
ТПУ под руководством профессора Натальи Шаховой доказали, что подводная
мерзлота не является стабильной. Происходит расконсервация гигантских запасов
метана, включая гидраты, а также формирование крупнейших на планете аномалий растворенного
и атмосферного метана. Результаты исследований были опубликованы в 2010 году в
журнале Science, в 2014 и 2017 гг. в журналах Nature Geoscience и Nature
Communications.
Осенью
2018 года исследователи обнаружили аномалию растворенного метана с концентрациями
в 10 тысяч раз выше фоновых.
Почему
нужно исследовать процессы на арктическом шельфе
Исследование
процессов таяния вечной мерзлоты помогает, во-первых, оценить геологические
риски, считают ученые.
"Если
не учитывать результаты исследования состояния подводной мерзлоты, при
разведочно-промышленной деятельности могут произойти геоэкологические
катастрофы (подобные аварии в Мексиканском заливе), которые нанесут
непоправимый ущерб", - рассказал РИА Новости член-корреспондент РАН, руководитель
арктических исследований ТОИ и профессор отделения геологии ТПУ Игорь
Семилетов.
Он
отметил, что новые зоны риска возникают при установке платформ с ядерными
реакторами на арктическом шельфе, в местах со сложной структурой подводной
мерзлоты и проявлениями холодных сипов (участков океанского или морского дна,
где из нижележащих пластов горных пород высвобождаются газы) и гидротермальной
деятельности.
Во-вторых,
исследования помогают оценить возможные климатические последствия. Так,
например, при попадании в атмосферу 1-5% запасов гидратов шельфа Морей
Восточной Арктики, где находится более 80% всей подводной мерзлоты, увеличение
концентрации атмосферного метана может отразиться на климате планеты.
В-третьих,
ученые смогут предсказать экологические эффекты от таяния вечной мерзлоты.
Согласно результатам, опубликованным в 2016 году в Nature Geoscience, большую
опасность представляет экстремальное подкисление вод из-за окисления эрозионного
углерода мерзлоты и растворенной фракции метана до двуокиси углерода. Этот процесс
приводит к значимым экологическим последствиям, включая растворение
карбонат-содержащих раковин и панцирей морских моллюсков, что ведет к их вымиранию.
"Для
уточнения экологических и возможных климатических последствий массированного
выброса метана из осадков в водную толщу и атмосферу необходимо продолжить комплексные
исследования в Морях Восточной Арктики. Тут требуется создание отдельной
федеральной или международной программы, включающей развитие интегрированных
наблюдений в Сибирском секторе Арктики с помощью научно-исследовательских судов,
дрейфующих платформ (в том числе, запланированного на 2019-2020 гг. дрейфа на
ледоколе "Капитан Драницын"), самолетов и дронов", - отметил
Семилетов.
В
исследованиях примут участие ведущие ученые из институтов РАН, МФТИ, МГУ, САФУ,
университетов Швеции, Нидерландов, Великобритании, США и Италии.