АККРЕДИТАЦИЯ НЕ ДОЛЖНА МЕШАТЬ АКАДЕМИЧЕСКИМ СВОБОДАМ ВУЗОВ
31.07.2018
Источник: Независимая газета, 31.07.18
Осенью
2018 года состоятся слушания в Госдуме РФ по вопросам лицензирования и
аккредитации образовательных организаций. Напомним, ситуация вызвана обращением
ректоров к власти с просьбой либо качественным образом изменить аккредитацию
вузов, либо убрать ее вовсе.
Все
мы свидетели того, как меняется картина высшего образования. Наряду с
классическими университетами, исследовательскими университетами гумбольдтского
типа, индустриальными вузами начала XX века есть сегодня и университеты нового
типа. Они готовят людей и команды, способные проектировать новые виды
деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей
и даже отдельных территорий в соответствии с вызовами времени. Спрос на
профессионалов, выпускаемых ими, растет во всем мире. И в России тоже.
Но
идея – как и далее еще быстрей входить в международную повестку развития
высшего образования – отягощена для России «личной» историей. Эксперты выделяют
сразу несколько возможных направлений развития рынка образования, которые
скорее всего будут очень актуальны в ближайшие годы в РФ. Во-первых, это
онлайн-образование, которое расширяет рынок образовательных услуг и фактически
выводит его из-под формата государственного регулирования. Во-вторых, «вдруг
возникшая» для государства потребность в обучении взрослых людей. В-третьих,
это ожидаемое удешевление образовательных технологий.
Конечно,
в контексте такого видения аккредитация вузов является одной из важнейших и
значимых процедур. Отрицать это невозможно. Но в нынешнем своем виде она
бесперспективна. И косметические меры, которые уже предлагаются, здесь не в
помощь. Во-первых, основанная на зарубежном опыте (в частности США) процедура
не совсем подходит для РФ. Напомним, что там аккредитация рассматривается как
процесс внешней оценки качества образования колледжей и университетов, а сама
проверка проводится для дальнейшей гарантии и совершенствования этого самого
качества. И в США создан и успешно функционирует целый ряд социальных
институтов. Без их поддержки аккредитация может стать благодатным полем для
развития коррупции.
Во-вторых,
напомним, что реформирование системы образования, проходящее в разных странах
мира, связано сегодня прежде всего с декларацией автономии и самоопределения
высших учебных заведений. И этот процесс сопровождается как предоставлением еще
большей автономии университетам, так и более интенсивным вмешательством
государства. РФ идет по части усиления второго процесса. При этом государство
проверяет вузы только по формальным показателям. И создается впечатление, что
аккредитация служит для сокращения общего числа вузов или исключения
специальностей и направлений вузов, которые, по мнению отдельных лиц, отжили
свое. Но мало кто задумывается над тем, как эта самая «редкая» специализация
может проявить себя в будущем. Предсказать это сложно. Поэтому если в
государстве намерены серьезно решать проблемы занятости населения, то и подход
к специализациям нужно менять в принципе.
В-третьих,
аккредитация в нынешнем виде фактически разрушает фундаментальные принципы
управления университетом. Она не подразумевает сохранение феномена
университетской культуры, ее гуманитарной миссии. Не учитывает того, что в
университете должны сохраняться плюралистические, основанные на демократии
внутриуниверситетские отношения. И не способствует в итоге сохранению вузами
академических свобод. А все это означает, что РФ идет пока против мировых
трендов развития высшего образования. И придумывает какую-то собственную
историю, малопонятную для остального мира.