http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e5cf3cde-3553-4c06-b645-e5c238f0464b&print=1
© 2024 Российская академия наук

АККРЕДИТАЦИЯ НЕ ДОЛЖНА МЕШАТЬ АКАДЕМИЧЕСКИМ СВОБОДАМ ВУЗОВ

31.07.2018

Источник: Независимая газета, 31.07.18



Осенью 2018 года состоятся слушания в Госдуме РФ по вопросам лицензирования и аккредитации образовательных организаций. Напомним, ситуация вызвана обращением ректоров к власти с просьбой либо качественным образом изменить аккредитацию вузов, либо убрать ее вовсе.

Все мы свидетели того, как меняется картина высшего образования. Наряду с классическими университетами, исследовательскими университетами гумбольдтского типа, индустриальными вузами начала XX века есть сегодня и университеты нового типа. Они готовят людей и команды, способные проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и даже отдельных территорий в соответствии с вызовами времени. Спрос на профессионалов, выпускаемых ими, растет во всем мире. И в России тоже.

Но идея – как и далее еще быстрей входить в международную повестку развития высшего образования – отягощена для России «личной» историей. Эксперты выделяют сразу несколько возможных направлений развития рынка образования, которые скорее всего будут очень актуальны в ближайшие годы в РФ. Во-первых, это онлайн-образование, которое расширяет рынок образовательных услуг и фактически выводит его из-под формата государственного регулирования. Во-вторых, «вдруг возникшая» для государства потребность в обучении взрослых людей. В-третьих, это ожидаемое удешевление образовательных технологий.

Конечно, в контексте такого видения аккредитация вузов является одной из важнейших и значимых процедур. Отрицать это невозможно. Но в нынешнем своем виде она бесперспективна. И косметические меры, которые уже предлагаются, здесь не в помощь. Во-первых, основанная на зарубежном опыте (в частности США) процедура не совсем подходит для РФ. Напомним, что там аккредитация рассматривается как процесс внешней оценки качества образования колледжей и университетов, а сама проверка проводится для дальнейшей гарантии и совершенствования этого самого качества. И в США создан и успешно функционирует целый ряд социальных институтов. Без их поддержки аккредитация может стать благодатным полем для развития коррупции.

Во-вторых, напомним, что реформирование системы образования, проходящее в разных странах мира, связано сегодня прежде всего с декларацией автономии и самоопределения высших учебных заведений. И этот процесс сопровождается как предоставлением еще большей автономии университетам, так и более интенсивным вмешательством государства. РФ идет по части усиления второго процесса. При этом государство проверяет вузы только по формальным показателям. И создается впечатление, что аккредитация служит для сокращения общего числа вузов или исключения специальностей и направлений вузов, которые, по мнению отдельных лиц, отжили свое. Но мало кто задумывается над тем, как эта самая «редкая» специализация может проявить себя в будущем. Предсказать это сложно. Поэтому если в государстве намерены серьезно решать проблемы занятости населения, то и подход к специализациям нужно менять в принципе.

В-третьих, аккредитация в нынешнем виде фактически разрушает фундаментальные принципы управления университетом. Она не подразумевает сохранение феномена университетской культуры, ее гуманитарной миссии. Не учитывает того, что в университете должны сохраняться плюралистические, основанные на демократии внутриуниверситетские отношения. И не способствует в итоге сохранению вузами академических свобод. А все это означает, что РФ идет пока против мировых трендов развития высшего образования. И придумывает какую-то собственную историю, малопонятную для остального мира.