http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e8067794-d84f-41d8-9af5-b58eb9597d3e&print=1
© 2024 Российская академия наук

УРОКИ ИСТОРИИ

19.01.2013

Источник: Вести-ФМ, Светенко Андрей

Может ли искажение прошлого повлиять на настоящее?

 

Множество исторических документов представляет собой сборники сочинений, но знают об этом лишь единицы. Как отличить факты от мистификаций? Об этом исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с историком Владимиром Козловым в студии радио "Вести ФМ".

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Очередной урок истории. У нас в гостях член-корреспондент Российской Академии наук, доктор исторических наук, профессор историко-архивного института Владимир Козлов. Владимир Петрович, приветствую вас.

Козлов: Добрый день.

Светенко: Мы продолжаем разговор о теме фальсификации исторических источников, документов исторических, которые, вот так и хочется сразу сказать, которые сами в свою очередь по прошествии времени становятся историческим документом, источником. То есть в этом смысле история не просто базируется на каких-то представлениях изначальных там историков о том, что они пишут, об оценках событий, а требуют материала, именно источников. И в этом смысле источник должен пройти критическую оценку восприятия профессионалом-историком, который владеет методой выявления истинности и подложности, и того, ради чего он создан. Вот в двух словах вот так, погружаясь в тему. И все это, значит, в 18-19 веке проявилось, вот эта вот негативная, оборотная сторона интереса к истории. Даже под благовидными предлогами начали появляться всякого рода подделки, фальшивки, которые кто-то на ура воспринимал. И в этом смысле, конечно, вот представление об истории. Вот есть точка зрения: а кто сказал, что переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным - это подлинный документ, может, это Посошков все сочинил, да? В этом смысле вот давайте про такие важнейшие документы, которые, может быть, для кого-то являются источником исторических знаний, а они фальшивки. Библиотека Ивана Грозного как таковая, так сказать, ее же много раз "находили"...

Козлов: Да. Ну, если вас интересует библиотека Ивана Грозного, то легенда о ней восходит к первой четверти 19 века по существу, когда появилась так называемая рукопись профессора Дабелова, в которой описывалось, как якобы некий пастор немецкий посетил Ивана Грозного, и тот показал ему библиотеку, в которой были латинские и греческие рукописи. Вот, собственно говоря, с тех пор и возникла эта легенда.

Светенко: А как известно, потом этих книг нет, значит, они куда-то делись, да? Но были.

Козлов: Но были, да. Вот с тех пор и вплоть до конца 19 века, и потом в наше уже время и начали заниматься поисками этой самой библиотеки. И, знаете, когда каждый раз я любил смотреть, как только начиналась кампания выборов мэра города Москвы, Юрий Михайлович сразу же или его пресс-служба заявляла о том, что сформирован отряд, который будет заниматься поиском библиотеки Ивана Грозного. Так было все три раза, по-моему, пока выбирали. Это был, конечно, красивый PR-ход, и потом, естественно, об этом забывали. Суть заключается в том, что автор этой фальсификации очень хотел поездить по библиотекам и архивам России, он находился в Дерпте, был довольно известным профессором, очень хотел поездить.

Светенко: Дабелов, профессор. Козлов: Дабелов, профессор Дабелов. Очень хотел поездить по библиотекам тогдашней Российской империи. И вот он как бы такую завлекалочку придумал для тех возможных меценатов, в частности графа Николая Петровича Румянцева, и для правительства России, завлекалочку в виде библиотеки Ивана Грозного. Светенко: Но тоже, смотрите, позитивные последствия, оживление интереса к истории, так сказать, сколько юных умов, так сказать, проникаются мыслью. И я знаю, вот у меня многие однокурсники, так сказать, вот говорили, что в историю вот за ради поиска библиотеки Ивана Грозного, это священный Грааль такой.

Козлов: Ну что же, если такого рода фальсификации порождают особый интерес к прошлому, то... Светенко: Вот! Так, может быть, о выводах. Так мы должны прекрасно понимать, что такое профессор Дабелов и его задачи, так сказать, и немножечко вот так вот, погладив его по головке, сказать: ну, все-таки при этом сочинил. Не было такой встречи, не было такого источника.