http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e8246984-00e0-4c1c-9ca1-6d65ddf00003&print=1
© 2024 Российская академия наук

КАКИЕ УГРОЗЫ НЕСЕТ НЕПРОДУМАННАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ

18.07.2019

Источник: ИА RNS. 18.07.2019 Валерий Стенников доктор технических наук, член-корреспондент ран



За последнее время значительно активизировалось обсуждение тематики, связанной с цифровизацией электроэнергетики. Не ставя под сомнение перспективность и необратимость процесса цифровизации, следует отметить, что сплошная цифровизация электроэнергетики в целом и электросетевого комплекса РФ в частности, ставит большое количество важных вопросов, на многие из которых пока нет однозначных ответов. Обозначим лишь основные из них.

Первое. Имеется разрозненное по энергетическим компаниям информационное, программное обеспечение, но единая объединяющая их энергетическая экоплатформа отсутствует. Вопрос о ее создании не ставится. Цифровизация охватывает информационные коммуникации, программный инструментарий, техническое переоснащение, обеспечивающие не только мониторинг, что чаще всего вкладывается в это понятие, но и управление технологическим процессом. Основной эффект от цифровизации может быть достигнут только при подключении к этому процессу потребителей. Потребитель должен быть полноценным партнером в этом процессе.

Второе. За счет каких источников финансирования будет реализовываться программа цифровизации? Опять за счет конечных потребителей электроэнергии? Например, как это было сделано ранее введением административным путем надбавок к тарифам типа ДПМ (договоров предоставления мощности) или RAB-регулирования («справедливая доходность на инвестированный капитал»)? А где же рыночные финансовые механизмы, такие как: эмиссия акций, облигации, собственные средства и т.д.? Уже сейчас составляющая тарифа за услуги по передаче электроэнергии по электросетям в конечной цене за электроэнергию для потребителей в среднем по стране превысила 60%. В европейских странах этот показатель в среднем не превышает 20% (на таком же уровне он был и в СССР).

Третье. Кто будет производителем сложного электронного оборудования и соответствующего программного обеспечения? Это будет в подавляющем большинстве случаев импортное оборудование. Существенно лучше ситуация с отечественными программными разработками, но это не решает проблемы с выпуском отечественного оборудования, по качеству соответствующего мировым стандартам. По самым оптимистичным оценкам, его массовое производство возможно не ранее, чем через 3 – 5 лет. Отдельные опытные образцы такого оборудования в стране есть, но в серию они пока не пошли.

Зависимость критически важных инфраструктур энергетики от зарубежных поставок, представляет высокие риски для экономики и безопасности России. Ситуацию с оборудованием усугубляют санкции, которые распространяются и на оборудование и технологии двойного назначения. Мы уже попали в неприятную ситуацию с генерирующим газотурбинным оборудованием большой мощности для тепловых электростанций Краснодарского края и Крыма. Такие инциденты могут возникать и дальше, что скажется на экономической и энергетической безопасности страны.

Четвертое. Широкое внедрение импортного оборудования в электросетевом комплексе порождает острейшую проблему кибербезопасности отечественной электроэнергетики. Эта проблема стоит на повестке дня для всех развитых стран. Ее решение очень далеко от завершения и в полном объеме, исходя из сложности электроэнергетических систем, наличия интернета, «облачных технологий» и т.д., она вряд или будет когда-либо решена. Таким образом, цифровизация без соответствующей глубокой проработки проблем кибербезопасности может привести к угрозам энергетической безопасности не только отдельных регионов России, но всей электроэнергетики страны, так как именно магистральные и распределительные электрические сети создают Единую электроэнергетическую систему (ЕЭЭС РФ).

Пятое. Важную роль в цифровизации электросетевого комплекса играют так называемые цифровые подстанции, которые реализуются в РФ в форме пилотных проектов. Сооружение ЦП уже происходит, но утвержденная нормативно-правовая документация (НТД), которая должна быть адаптирована под международный стандарт МЭК 61850 и позволяющая унифицировать этот процесс, пока еще только разрабатывается, и дискуссии по этой проблеме продолжаются. Это может привести к тому, что некоторые сооруженные цифровые подстанции не будут соответствовать российской НТД.

На основании вышесказанного можно утверждать, что цифровизация электроэнергетики является перспективным направлением. Но не надо забывать, что перед электроэнергетикой России стоят не менее важные проблемы, которые необходимо решать в первую очередь – это износ основных фондов, устаревшие комплекты РЗА, многочисленные малоэффективные территориальные сетевые организации (ТСО), многие из которых на грани банкротства и т.д. Развитие цифровых технологий не может стать самоцелью или желанием кого-то догнать или опередить. Эти технологии должны создавать возможность оптимизировать все процессы, связанные с производством, передачей и потреблением энергии как электрической, так и тепловой.