http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e879c123-d9c0-4595-b34b-652bb7a3f3b2&print=1
© 2024 Российская академия наук

Юрий КОМАРОВ: «ЗАДАЧА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ – СОЗДАТЬ СРЕДУ, ГДЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ МОГЛИ БЫ ПРОЯВИТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ»

25.05.2007

Источник: STRF, Наталья Быкова



Справка: Комаров Юрий Юрьевич, председатель Совета по научно-исследовательской работе студентов Московского авиационного института, профессор.

Юрий Юрьевич, в последнее время много говорят о необходимости перехода от сырьевой экономики к инновационной. На Ваш взгляд, возможна ли реализация этого глобального проекта в сегодняшних условиях, и что, помимо предпринимаемых мер, нужно сделать, чтобы инновационная деятельность в России успешно развивалась?

На мой взгляд, в России условия для воспроизводства инноваций и самореализации перспективных творческих людей пока не созданы. Сейчас много говорят о том, что нужно переводить экономику на инновационные рельсы, но никто ни разу не поставил вопрос: откуда берутся инновационные идеи, и кто будет их генерировать через 10-20 лет. Ведь инновационное мышление формируется с самого раннего возраста. Человек всю жизнь учится творчеству, начиная с детского сада, потом в школе, вузе, аспирантуре, на работе. И, на мой взгляд, одной из главных задач инновационной политики является именно создание такой среды, где все творческие люди могли бы проявить свои способности, а государство и бизнес-сообщество могли бы увидеть таких людей. Помимо этого, нам необходимо выявлять людей, которые, возможно, не будут являться генераторами, но будут реализовывать эти новейшие идеи. А что мы видим сегодня? Если говорить о творческом аспекте, из 15 тыс. студентов всего 5-10 процентов могут и реализовывать, и генерировать идеи. Они активные, у них уже есть конкретные результаты. Остальные пока мало задействованы. Да и как они могут быть задействованы, когда профессор вуза, доктор наук, имеющий 30-40 лет педагогического стажа, получает 14-15 тыс. рублей и вынужден работать в пяти вузах, вместо того, чтобы сконцентрироваться на творческих инициативах студентов.

Насколько актуальна для исследователей проблема поиска инвестора? Связываете ли Вы будущее инноваций с деятельностью венчурных фондов?

Проблема существует. У нас есть очень много работ, которые востребованы и даже получают какие-то деньги на развитие. К примеру, один наш студент разработал новую клавиатуру для вычислительной техники, позволяющую быстрее работать. Но дойдет ли идея до массового производства, неизвестно. Пока мы имеем только опытный образец... Что же касается венчурных фондов, то важно не столько их создать, сколько сделать так, чтобы они действительно выполняли свои функции по поддержке инновационных идей. Я сам руковожу фондом поддержки творческой инициативы студентов. А где брать деньги? Бизнес не желает делиться. И потом, есть ли в России бизнес, который действительно имеет возможность развивать что-то новое. Сейчас проходит модернизация высшего образования, студенты будут учиться по 3-4 года. Тем самым правительство хочет сэкономить бюджетные средства, полагая, что по окончании вуза на предприятиях молодежь получит недостающие знания. Но если на Западе, например, в фирме Boeing есть собственные учебные центры, на наших предприятиях таких центров нет. Кто и где будет учить студентов мыслить и создавать что-то новое, непонятно. Считаю, что это будет очередной провал.