http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e8ce876c-9d9b-4c7a-806d-1a36132a75cc&print=1© 2024 Российская академия наук
С 2010 года в России стартует программа опережающего образования
Она предполагает перестройку системы высшего профессионального образования с тем, чтобы она давала людям знания и навыки, которые бы позволили им успешно адаптироваться к новым условиям существования и изменяющимся требованиям инновационной экономики, быть востребованными ею. Таким образом, высшая школа впервые станет работать с расчетом не на сегодняшние, а на завтрашние потребности народного хозяйства.
Кстати, впервые эта идея была выдвинута у нас еще в середине 90-х годов. Ее широко обсуждали в прессе и в специальных научных изданиях, а как достаточно полная и научно обоснованная концепция она была представлена на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" в 1996 году. Теперь, в условиях кризиса, опережающее образование оказалось как нельзя кстати. Ведь экономические неурядицы рано или поздно закончатся, и если наша страна избирает в посткризисные годы вектор движения по инновационному пути, то ей понадобятся миллионы новых специалистов. Иными словами, надо работать на опережение.
Если в ходе программы переподготовки 2009 года переобучение проходят в основном представители рабочих профессий (а она, между прочим, охватила почти 400 тыс. человек, которые окончили краткосрочные курсы и получили новую специальность либо повысили свою квалификацию), то теперь начнет действовать принципиально новая - для специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Это нечто вроде бизнес-плана, рассчитанного на долгую перспективу. Подготовленный Минобрнауки РФ, он предполагает за следующие три года переподготовить, причем за счет государства, свыше 700 тыс. специалистов, способных встроиться в инновационную экономику. Иными словами, к тому сроку, когда, по прогнозам Минэкономразвития, страна начнет выходить из кризисного пике.
Выступая в прошлом году на "правительственном часе" в Госдуме, руководитель Минобрнауки Андрей Фурсенко пообещал, что до 2015 года будет выработан прогноз того, сколько и каких специалистов нужно стране. Из-за кризиса пришлось эти сроки подкорректировать, и основательно. Разработанная в недрах министерства программа опережающего образования начнет действовать уже со следующего года.
Для того чтобы обеспечить инновационный рост экономики, по мнению экспертов, необходимо, чтобы в этом секторе работало, как минимум, 40% работников, имеющих высшее или среднее специальное образование. Сейчас таковых только четверть. Программа опережающего образования как раз и призвана кардинально изменить подобную ситуацию.
Начиная с 2013 года экономике России для выполнения задач, заложенных к концепции долгосрочного развития до 2020 года, ежегодно потребуется приращивать штат работников инновационных секторов на 475 тыс. профессионалов высокого класса. По новой программе 238 тыс. из них подготовит за свой счет государство – на эти цели из бюджета будет выделено 30 млрд рублей, остальных должны оплатить предприниматели.
Список особенно востребованных профессий был составлен специалистами Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, а содержательную программу обучения разработал Федеральный институт развития образования, который собрал свыше 4,7 тыс. образовательных программ, присланных из 53 субъектов Российской Федерации. Серьезный конкурсный отбор из них прошли примерно 600 проектов.
Так какие же специалисты понадобятся, в первую очередь, российской инновационной экономике? Аналитики, прежде всего, выделили два наиболее перспективных рынка труда, которые считаются мультипликативными, то есть обеспечивающими рабочими местами не только себя, но и смежников. Это строительство и автомобилестроение. В данном случае каждый работающий на стройке или автосборочном предприятии даст "хлеб" еще 8-10 россиянам. А еще – производство продуктов питания, создание инфраструктуры, в том числе транспортной, оборонные и информационные технологии, а также нанотехнологии, которые, собственно, нам только предстоит освоить. Всего выделено три десятка таких перспективных в ближайшем будущем рынков. Для того чтобы они по-настоящему заработали, необходимо за считанные годы обеспечить их высококвалифицированными кадрами – без них все эти проекты не более чем утопия.
Теперь необходимо будет в самые сжатые сроки отобрать на конкурсной основе вузы и техникумы, которые возьмут на себя такую миссию. Но и это не все. Нужно "подтянуть" преподавателей этих учебных заведений до мирового уровня, для чего предполагается послать их на стажировку в ведущие российские и зарубежные университеты и научные центры. И только потом начнется набор желающих получить второе, "продвинутое" высшее образование, которое они будут осваивать за один-два года.
Принять участие в программе переподготовки смогут работники, которые стремятся получить новые компетенции и повысить свой профессиональный уровень, уволенные в запас военнослужащие, те, кто остался во время кризиса без работы или находится под риском увольнения. Кстати, и вузы будут в таких абитуриентах заинтересованы: за каждого студента они станут ежегодно получать из госбюджета по 150 тыс. рублей, то есть больше, чем за обучающихся ныне на платных отделениях.
Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев так охарактеризовал происходящие сейчас изменения в области профессионального обучения: "Сколько времени мы говорили о необходимости перехода к активной политике занятости, ведь до кризиса мы почти 90 процентов средств, выделяемых на занятость, расходовали на выплату пособий, и только сейчас у нас 50 процентов расходуется на то, чтобы создавать новые рабочие места, выплачивать пособия для переезда к новому места работы, организовывать переобучение. То есть, занялись тем, чем во многих странах занимаются уже давно — активной политикой занятости".
Как о программе опережающего образования, но уже не только национального, а международного масштаба, можно говорить и о другом грандиозном плане — создания Университета Шанхайской организации сотрудничества. Его задача — подготовить современных специалистов для работы и в структурах, и в конкретных проектах этой организации. Пока большая часть таких проектов носит двусторонний характер, но в ближайшей перспективе многие из них, как предполагают руководители входящих в нее государств, станут многосторонними. Кроме того, и сам их список должен значительно расшириться. Тогда-то и может проявиться дефицит кадров, способных трудиться в новом формате. Именно с целью кадрового насыщения будущих строек, научно-технических коллективов, совместных предприятий и организаций и задуман Университет ШОС.
Напомню, что эту идею впервые сформулировал два года назад тогдашний российский президент Владимир Путин. На саммите государств-членов ШОС в Бишкеке он выступил с инициативой создать такой общий университет как сеть высших учебных заведений с согласованной программой обучения. Тогда же Министерству образования и науки РФ и Российской академии наук было поручено в контакте с родственными ведомствами других стран ШОС разработать концепцию нового межгосударственного вуза. Год назад она была представлена участникам совещания министров образования в Астане и одобрена ими.
По замыслу авторов этого проекта, он призван поднять на новый уровень интеграционные процессы в области образования, науки и технологий, содействовать устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности стран-членов ШОС, расширить возможности для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты.
Причем, как планируется, университет будет готовить высококвалифицированные кадры отнюдь не по всему спектру специальностей, а только по тем, которые особенно будут необходимы в ближайшем десятилетии в приоритетных областях экономического, научного и культурного сотрудничества государств ШОС. Пока выбрано пять таких направлений – энергетика, информационные и нанотехнологии, экология и регионоведение...
И это только первые шаги в создании системы образования для будущего. Одним из следующих, как заявил в Совете Федерации Андрей Фурсенко, станет "создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. То есть, обеспечение гражданам возможности учиться и переучиваться в течение всей жизни, оставаясь успешными на рынке труда".
Но это прикидки на перспективу. А сейчас работодателям – государству и бизнесу надо как можно скорее решить проблему "всероссийского повышения квалификации", подготовки профессионалов новой формации, способных эффективно трудиться на инновационных направлениях экономики. Ведь в самом близком будущем Россия попадет в "демографическую яму" и уже в ближайшие годы число абитуриентов, поступающих в российские вузы, станет почти вдвое меньше. А значит, амбициозные программы, связанные с возрождением российского авиа– или, скажем, судостроения, программы развития атомной промышленности, информационных и нанотехнологий могут споткнуться о нехватку специалистов, и давно предрекаемый Минэкономразвития острый дефицит кадров станет реальностью, которая способна притормозить реализацию наших планов вскоре войти в когорту великих экономических держав.