Людвиг Фаддеев: «Образование – не услуга, а знания – не ремесло»
16.11.2011
Источник: Аргументы и факты – Петербург,
Елена ДАНИЛЕВИЧ
Знания помогают нам обрести свободу. Новая школа хочет сделать нас рабами?
Людвиг Фаддеев – выдающийся математик нашего времени. Его работы по квантовой механике повлияли на всю мировую науку, в учебники вошло уравнение Фаддеева.
- "АиФ-Петербург": Людвиг Дмитриевич, а ведь вы могли стать музыкантом, родители даже назвали вас в честь великого Бетховена.
- Отец долго одновременно учился на матмехе и в консерватории - не мог выбрать, что ему больше нравится. Я тоже играю на рояле, но не профессионально, стать музыкантом помешала война. Если же проследить историю семьи - я интеллигент в третьем поколении. Среди моих предков крестьяне, купцы и дворяне, фабриканты и инженеры - выходцы из средней России. Отец был профессором матмеха ЛГУ, членом-корреспондентом АН СССР. Мать занималась прикладной математикой, участвовала в атомном проекте. Помню, как отец, решив сложную задачу, стал возбужденно ходить по комнате. Я спросил: "Папа, много людей тебя поймет?" "Человек пять", - ответил он. Я решил, что это мне не подходит. Поступил на физический факультет, в итоге занимаюсь математической физикой.
Наши в Гарварде
- "АиФ-Петербург": Вы уже 35 лет – академик. В каком состоянии сегодня российская фундаментальная наука? По-прежнему выживает?
- Выжила. Система образования, которая у нас была, оказалась настолько устойчивой, что истребить науку не получилось. Сегодня на международных конференциях мы выглядим очень прилично, а отечественная наука в целом очень влиятельна. Конечно, жаль, когда русскоязычный человек представляет Гарвардский университет, но с другой стороны - можно этим гордиться.
- "АиФ-Петербург": Утечку мозгов тоже удалось приостановить?
- Она продолжается, но в гораздо меньших масштабах. В 90-х только из нашего института уехали 40 докторов наук. Из моих собственных учеников 15 полных профессоров работают в Англии, Франции, Америке, Германии, Ирландии Швейцарии. Сейчас некоторые аспиранты остаются за границей, но и там уже гораздо труднее устроиться. Да и у нас оживление: финансирование получше, зарплата не 12 тысяч, а 25, хотя это тоже небольшие деньги. Правда, чувствуется провал поколений. Целая плеяда блестящих ученых, преподавателей, которые могли бы учить молодежь, уехав, исчезла из нашей системы образования. Это одна из причин, почему молодых в науке сегодня немного. К тому же родители хотят видеть своих отпрысков богатыми, успешными и отправляют в юристы-экономисты. О престиже инженерных профессий не думают ни они, ни государство. Вот и проигрываем в целом ряде стратегических решений.
- "АиФ-Петербург": Парадокс: государство продвигает дорогостоящие проекты вроде Сколково, но фундаментальную науку по-прежнему держит в чёрном теле.
- Будущее Сколково туманно. Более того, когда создателей стали спрашивать о реальных результатах, конкретных ответов не последовало. Такое впечатление, что в правительстве, окружении президента о науке думают мало. Постоянно шло давление и на Академию, нам пытались даже навязать управляющую компанию, и успокоились лишь в последнее время. А вот в Китае, например, поступают совершенно по-другому. Там престиж науки на очень высоком уровне. В городе Тяньдзцин, где я только что был, специально для математиков построили новейший исследовательский институт. 9 этажей, серый гранит, самое современное оборудование. Пока у них даже не хватает кадров, чтобы заполнить все здание. Это пример не только отношения к науке, но и внимания к людям, для которых созданы отличные условия.
Миллионы на эксперимент
– "АиФ-Петербург": Китайцы очень активно привлекают соотечественников, которые работают за границей. Почему бы и нам не пойти по этому пути?
-Такое движение уже началось. Будем смотреть на вещи реально: большинство российских специалистов, которые осели за рубежом, возвращаться не собираются. Поэтому надо сделать так, чтобы они хотя бы часть времени проводили в России. Одно из предложений – мега-гранты. Идея следующая: выдающиеся ученые будут приезжать минимум на четыре месяца и создавать здесь лабораторию. На три года выделяется 150 млн руб., почти 5 млн долларов. Не скрою, сначала у меня это вызывало скептицизм, но когда посмотрел, как работают математики, стал относиться к проекту с пониманием.
В нашем городе такой грант получил лауреат премии Филдса, которую приравнивают к Нобелевской, профессор Женевского университета Станислав Смирнов. Пока это касается университетов, но планируется распространить практику и на академические институты. Надеюсь, что в Петербурге в рамках этой программы удастся восстановить значение Международного математического института им. Эйлера. Многие известные эксперты признаются, что они с удовольствием будут читать в Петербурге лекции, общаться с молодежью. Тогда и науку, образование, технические дисциплины мы бы подняли на более высокую ступень.
- "АиФ-Петербург": Однако вы выступаете против того, чтобы вернувшимся домой светилам в России платили по западным меркам.
- А почему российский учёный, который остался на родине и хорошо работает должен получать меньше своего коллеги, уехавшего в Америку? Уровень у них одинаково высокий. Другое дело, что можно организовать дополнительные стимулы, продумать систему поощрений. Но просто сказать, что мы здесь будем тебе платить американскую зарплату – неправильно и даже безнравственно.
- "АиФ-Петербург": Академик Арцимович как-то пошутил: «Наука – это способ удовлетворить собственное любопытство за государственный счет». Но в этой шутке большая доля правды. Работы учёных не всегда приносят результат или воплощаются в жизнь, спустя десятилетия, однако налогоплательщики исправно их оплачивают. Оправдана ли такая система?
- Не только оправдана, но и подтверждена всей историей. Возьмём электричество. Его развитие началось с опытов Фарадея, который открыл закон электромагнитной индукции. Затем Максвелл первым описал его математически, немецкие инженеры сконструировали динамо машину. Но Фарадей крутил рамочку в магнитном поле только потому, что ему было интересно. Прежде всего, им двигало любопытство. В итоге два человека сделали то, чем сегодня пользуется весь мир. Есть легенда, что в лабораторию к Фарадею пришла королева и спросила, зачем он экспериментирует с электричеством. «Мадам, когда-то из этого изобретения вы будете получать налоги»,- ответил исследователь. В 96-м меня пригласили на форум в Давосе, я выступал перед олигархами и сказал: «Господа, имейте ввиду, что фундаментальную науку на все времена оплатили Фарадей и Максвелл, а Вы пользуетесь ее достижениями бесплатно».
Таких прорывов немало. Квантовая механика, которой я занимаюсь, тоже начиналась с любопытства. Но сегодня без ее достижений невозможны лазеры, мобильные телефоны, компьютерные диски – на ней основан весь прогресс. К сожалению, чиновники, которые распределяют средства, этого часто не понимают.
- "АиФ-Петербург": Шарлатанов в науке тоже много. Известно немало случаев, когда бюджетные миллионы шли авантюристам.
- Люди, занимающиеся фундаментальной наукой, должны быть очень честными по отношению к обществу. Не допускать пустой траты денег, установить жесткий контроль, противостоять коррупции. И отшивать недобросовестных из нашего сообщества.
Лишние знания?
- "АиФ-Петербург": В наши дни о любом достижении через Интернет мир узнает в течение десяти минут. Так не всё ли равно, где оно сделано – в Америке или России?
- В этом смысле наука интернациональна, но образование, которое человек получает преимущественно в своей стране, ничего не заменит. Да, я могу говорить со своими учениками по скайпу, встречаться на конференциях, но живого общения, когда сидишь рядом – не получается. Сегодня считается, что в нашем образовании много лишнего, мол, забивают детям головы. Распространено мнение, что образование – это услуга, учитель – обслуживающий персонал, а школа должна давать не знания, а навыки.
- "АиФ-Петербург": Один из министерских чиновников даже озвучил этот нехитрый перечень. Молодой человек должен знать английский, иметь водительские права, уметь получить деньги из банкомата и быть коммуникабельным.
- Но это же рабство! Избытка знаний не бывает именно потому, что никто не знает, что потребуется человеку в жизни. Не сегодня, так завтра. Сейчас производству нужны специалисты, которые смогут легко переключиться с одной технологии на другую. А для этого надо развивать ум и кругозор, которые даются только знаниями, они учат мыслить, помогают обрести свободу.
Кстати, Григорий Перельман, работавший в нашем институте, получил идею, на основании которой доказал гипотезу Пуанкаре, во время командировки в США. Автор идеи американский математик, потом сказал, что он тоже решил бы эту задачу, если бы познакомился с теоремами, которые знал Перельман. Но эти знания Перельман вынес из петербургского университета, от своих учителей академиков Александрова и Ладыженской. Поэтому помимо таланта обязательно нужно образование. Это наше национальное достояние и необходимо сделать все, чтобы его не потерять.