http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e9882269-61e4-4d7d-8252-b3bfe861e6c4&print=1© 2024 Российская академия наук
Древние новгородцы могли кого угодно поставить на место
Отшумел юбилей, и его “виновник”, заведующий кафедрой археологии МГУ, советник РАН, академик Валентин Янин, стал снова доступен. Но о встрече нужно было спешить договариваться. Весна на дворе, того и гляди, главный специалист страны по берестяным грамотам вновь отправится в “поле” - древний Новгород, и мы не скоро узнаем последние новости об интереснейших раскопках. А ездит на них ученый лет 60. Впервые студент-первокурсник Валентин Янин поехал в экспедицию в 1947 году, буквально завороженный лекциями своего учителя члена-корреспондента АН СССР Артемия Арциховского (раскопки под его руководством начались в Новгороде еще в 1932 году). Кстати, когда А.Арциховский был деканом истфака, то сумел убедить начальство, что на практику - в археологические экспедиции - студентов надо направлять после первого курса, а не по окончании третьего. Чтобы им легче было определиться с выбором специальности. Студент Янин побывал в нескольких экспедициях, возглавляемых видными учеными: в Брянской области, Белоруссии (Гродно), на Нижнем Днепре. Так что выбор у него был. Но остановился на Новгороде - к нему он привязался навсегда.
- Причину даже не могу объяснить, - вспоминает Валентин Лаврентьевич. - Звучит, конечно, громко, но это было как бы мое второе рождение (и в отличие от первого я его прекрасно осознавал). Война недавно закончилась, Новгород был сильно разрушен, но уже шло восстановление и реставрация. На моих глазах город преображался. Когда его восстановят, думал я, это будет просто рай, так он меня покорил. После третьего курса у меня не было сомнений - я пошел на кафедру археологии. И полностью согласен с инициативой моего учителя А.Арциховского: участие в экспедициях после первого курса помогло нам правильно выбрать профессию. Вот, пожалуйста, список выпускников кафедры, и смотрите: каждый третий стал кандидатом наук, каждый третий из них - доктором наук. Вот что значит правильно выбрать специальность! Горжусь, что был на раскопках в 1951 году, когда нашли первую берестяную грамоту. А в 1962 году А.Арциховский назначил меня начальником Новгородской экспедиции. По ее материалам и находкам я написал более 30 книг.
- И досконально изучили Новгород и самих новгородцев. Что это за феномен - средневековый Новгород?
- Феноменом я бы это не назвал, но особенности, безусловно, были. Образован был Новгород в IX столетии на пересечении самых оживленных торговых путей: из варяг в греки и Волжско-Балтийского. Окруженный защитными валами большой город (в поперечнике его длина составляла 4 километра) раскинулся по берегам Волхова и озера Ильмень. Столетиями (XI-XII века) Новгород отстаивал свою независимость от иноземцев и сильных русских князей, старавшихся подчинить богатых и свободолюбивых горожан. И в конце концов победил: в 1136 году новгородцы подняли восстание и лишили власти очередного князя. В Новгороде установилась боярская республика во главе с избираемым на вече посадником. Власть в городе была выборной. Все важные события обсуждались на вечевой площади, куда приглашались лишь избранные (похоже, право голоса имели только мужчины). Здесь и выбирали посадника. Но в каждом из пяти концов (районов) города собиралось свое вече. Каждый конец, естественно, хотел выдвинуть своего посадника.
Постепенно сложился гордый, независимый характер новгородцев. Где еще на Руси оставшийся без власти князь превращался, говоря современным языком, в наемного управленца, чиновника, с которым город заключал договор (на таких же условиях приглашался и Рюрик). Судьба князя была, прямо скажем, незавидная. Ему запрещалось владеть землей, иметь вотчину на территории Новгорода (а только за его пределами) и собирать налоги с горожан - ему теперь самому платили зарплату. Князя приглашали прежде всего для того, чтобы, став во главе войска, он защищал город. За что получал “дар” - вознаграждение. Князь, правда, вел уголовный и гражданский суд, но не имел права утверждать приговор без посадника.
Новгородцы (точнее - выбранные вече старейшины, со временем ставшие боярами) собирали налоги, решали, какая их часть должна пойти, скажем, в бюджет республики, какая - на содержание церкви, войска и князя. Мы находили странные “устройства”. Представьте: обрезок березового или ольхового ствола с двумя аккуратно выдолбленными пересекающимися каналами, наглухо забитые затычками. Надписи на них указывали, кому из сборщиков они принадлежали. Сначала мы никак не могли понять назначения устройств. Но попадались они часто, и со временем стало ясно: это были своеобразные замки, которые “навешивали” на мешки для сбора налогов. (Через горловину мешка продергивалась прочная веревка или ремешок, на их концы и вешался замок). Украсть из запертого таким образом мешка, подменить шкуры и меха было практически невозможно.
Наша историография всегда считала, что своей экономической мощью, позволившей Новгороду занять ведущее место в Древней Руси, он обязан купечеству. Однако найденные нами грамоты доказывают: город процветал благодаря земледелию. Основные средства шли на приобретение новых земель.
- Теперь, пожалуйста, о грамотах. Сколько всего вы нашли их за эти годы?
- В самом Новгороде обнаружили 973 бересты, в Старой Русе - 41, Торжке - 19. В соседних городах: в Смоленске - 15, Пскове - 8, Москве - 3. Бедствием для бересты, а значит, и городов, были пожары, спасителем - грязь да небрежность горожан. Деревянный Новгород горел часто (лишь церкви были каменными). Чуть ли не на каждой странице новгородских летописей говорится о пожарах. Но Новгород - место удивительное, потому нам так и везет с находками. Он стоит на глине, препятствующей вертикальному стоку воды. Здесь прекрасно сохраняется органика: остатки строений, настилы мостовых, предметы быта и, главное, берестяные грамоты. Сохранились они, можно сказать, чудом, главным образом по безалаберности горожан. В одной усадьбе мы обнаружили больше сотни грамот, в основном касавшихся судебных дел. И практически все порванные. Как выяснилось, это было сделано специально. В одной грамоте нашли указание: “По прочтении - пощипать”, то есть уничтожить. Но сделано это было кое-как (спасибо судейским чиновникам за это!). А что уж говорить о письмах горожан: они их читали и часто бросали, куда не попадя, затаптывали в грязь.
- Откуда в средневековом Новгороде столько грамотных?
- В 1030 году, через несколько лет после крещения Новгорода, княживший здесь Ярослав Мудрый повелел собрать 300 детей бояр, попов, старост и учить их грамоте. Теперь мы знаем, как это делали в начале XI века. Найдены так называемые церы - скрепленные вощеные дощечки (с той же целью их употребляли и в Западной Европе). Поп писал, точнее - выцарапывал, на них начало псалма и давал ученикам списать. Затем стирал и писал следующие строки. Дети эти выросли, многие из них сами стали учить других. Так в 30-е годы XI века появились первые берестяные грамоты. В средневековом Новгороде множество горожан были грамотными, о чем свидетельствуют разнообразие почерков и характер письма с исправленными ошибками. Жизнь в большом городе бурлила, потребность в общении была велика, и новгородцы учились писать. Чаще всего в качестве педагога выступал поп, но нужда заставила - и сосед просил помочь соседа. До того дошло, что дети князей из других городов приезжали в Новгород осваивать грамоту.
Бояре предпочитали жить в городе, но их земли находились далеко за его пределами: на Белом море, Печоре, Северной Двине. Управляли вотчинами они с помощью грамот: отправляя старостам указания да распоряжения. И получали отчеты, а еще жалобы от крестьян, которых эти старосты притесняли.
- Если судить по письмам, какими были новгородцы?
- Такими же, как мы сегодня. И заботы у них были те же. Сообщали о потере близких и явно искали сочувствия. Делились радостями: кто-то женился, у кого-то родился ребенок. Очень много деловых писем о доходах и долгах, распоряжения и напоминания купить то-то, сделать это. А вот, пожалуйста, письмо влюбленной девушки. “Почему ты ко мне на этой неделе не приходил? Видно, я тебе не угодна? А была бы угодна, так, скрывшись от людских глаз, прибежал бы ко мне. А если насмехаться надо мной будешь, то пусть судит тебя бог...”. И написано это в конце XI века.
- Сколько времени просуществовала новгородская демократия?
- С X века до середины XV. А что ее погубило? В начале новгородцы выбирали пять посадников (по числу городских концов), и их вполне хватало, чтобы вести все дела республики. С годами их стало 12, затем 24, потом 37. Постепенно бояре прибрали власть к рукам, делили доходы между собой. А изверившийся народ никак этому не препятствовал. Лишь роптал: суда, мол, праведного в Новгороде больше нет, а правят ими неправедные бояре. Действительно, демократическая республика превратилась в боярскую, общинные земли стали вотчинами. И когда Московский князь Иван III пришел в Новгород, население не стало защищать свою республику. Она пала без всякого сопротивления. Судьба новгородской святыни - вечевого колокола - никого больше не волновала. Народ погубила пассивность, бояр - жадность. Больше всего они боялись, что московский князь лишит их вотчин. И слезно молили Ивана III, чтобы “вывода не учинил”. А тот через несколько лет всех их выгнал, а земли забрал себе.
- Как долго будут еще идти раскопки?
- Конца не видно. Пока мы раскопали всего одну двухсотую часть старого города.