http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ea20f798-a1c3-4988-8a69-de67db07c9cb&print=1
© 2024 Российская академия наук

ВАЛЕРИЙ ТИШКОВ: МЫ ЕДИНЫЙ, НО СЛОЖНЫЙ НАРОД

19.04.2006

Источник: Российские вести, Вячеслав НИКОЛАЕВ

Соблюдать справедливое представительство на всех уровнях власти граждан различных национальностей

То, что мы живем в многонациональной стране, - расхожий тезис. Но, как оказывается, этот фактор при проведении внутренней политики, особенно в период реформации, часто не учитывается политиками. Истина в том, что сегодня мало таких специалистов, которые способны грамотно просчитать ситуацию, определить "национальные минные поля" , которые нужно или обходить, или разминировать. Порой кажется, что реформаторы рассматривают Россию как ровное бильярдное поле, по которому можно из угла в угол спокойно гонять шары. Но когда неожиданно появляются овраги и ложбины, порой начинаются драматические действия, которых можно было избежать при наличии достоверной общественно-политической и национальной диагностики. Вот почему суждения известного этнолога, антрополога, профессора, директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова часто звучат как политическое пророчество.

НОВАЯ БАРРИКАДА БОРЬБЫ

Многие большевики считали себя знатоками национального вопроса, называя Российскую империю "тюрьмой народов". И кроили административно-территориальные границы по своему разумению, исходя из интересов "мировой революции". Плоды такого "размежевания" дали о себе знать, когда в период перестройки начались вооруженные конфликты в некоторых частях страны. Один из самых острых и кровопролитных конфликтов - карабахский тлеет до сих пор. На грани вооруженных столкновений остаются отношения Тбилиси с Цхинвали и Сухуми. Как бы ни квалифицировали эти факты политики, многим понятно, что речь идет о преобладании все же межэтнического противостояния.

Собственно говоря, и материковая Россия была скроена большевиками весьма своеобразно. Поэтому историки, а в особенности этнографы, чувствовали, что рано или поздно в нашей стране проявит себя фактор национализма и ксенофобии. И не обязательно носителями таких идей может выступить государствообразующий русский народ.

Дело в том, что в стране и за ее пределами существуют реальные "определенные силы", которые готовы разыграть "национальную карту" с целью дестабилизировать ситуацию или прорваться на плечах национализма к власти. Причем, как выясняется, подобные силы имеют под собой заметную опору не только в силу фактора многонациональности страны. Затянувшаяся эпоха реформирования в России привела к появлению значительной части обездоленного населения, идет и наплыв иммигрантов из более бедных постсоветских государств. Существовавшая некогда в СССР единая психологическая составляющая единого народа давно сменила вектор на обострение восприятия друг друга, а для некоторых противопоставление себя другому народу превратилось в могучее средство самоидентификации. Однако, по мнению Валерия Тишкова, экономический фактор - существенный, но не главный в росте ксенофобных настроений. "Нет больших и малых культур, как и нет природного неравенства представителей разных рас, национальностей и религий; неравенство и дискриминация рождаются социальными и политическими условиями, а нетерпимость и конфликты являются следствием неправильного воспитания, идеологического воздействия", - говорится, например, в документе, подготовленным Общественной палатой РФ при непосредственном участии Валерия Тишкова. Общественная палата предлагает "соблюдать справедливое представительство на всех уровнях власти граждан различных национальностей", поддерживать малые культуры и языки, защищать меньшинства, уделять особое внимание специальной подготовке госслужащих, в том числе работников органов правопорядка, "в области культуры межэтнических отношений, обучать их методам борьбы с проявлениями групповой напряженности и конфликтов, специфике работы среди населения со сложным этническим и религиозным составом".

К слову заметим, эти позиции Общественной палаты вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Некоторые стали обвинять Валерия Тишкова в том. что он "русских называет коренными".

В новой России русским не везде сладко. Поэтому, как это некогда делал Рамазан Абдулатипов. наряду со всеми национальными проблемами необходимо громко говорить и о проблеме русских, которых в некоторых национальных образованиях в современной России оттесняют от структур власти и от ведения бизнеса. Например, сенатор от Кабардино-Балкарии Чеченов даже направил своему президенту письмо с призывом активно вводить русских в структуры республиканского управления и создавать условия для занятия бизнесом. В противном случае мы впадаем в формулу Иосифа Сталина, который считал всех русских носителями "великодержавного шовинизма" и опасными для малых народов. Только идя навстречу друг другу, можно сформировать новую нацию и создать настоящее гражданское общество. То самое общество, которое только и может сделать Россию сильным государством.

Чтобы избежать поверхностных суждений или схоластических дебатов на эту тему, важно понять, в каком дисциплинарном контексте и какими методами изучается проблема ксенофобии в России. С дисциплинарной точки зрения заслуживает внимания ракурс политической и шире - социально-культурной антропологии, который предостерегает от системного фетишизма и обращает внимание на культурный контекст и на своего рода низовую этнографию национализма. Этот подход полезен, ибо помогает уйти от устойчивых образов, движений и институтов, которые якобы и определяют "большие события". На самом деле проблема сложнее и тоньше, и далеко не все определено историей, социально-экономическими факторами или религиозной доктриной. Сложность социально-политической материи, с которой приходится работать Валерию Тишкову, требует точного анализа и почти мгновенной реакции. Причем не всегда эта реакция нравится "друзьям" русского народа. Они примитивны на уровне политологических дебатов, оперируют в основном мифами, а не необходимым эмпирическим материалом.

ДИРЕКТОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Валерий Александрович Тишков не первый год возглавляет Институт этнологии и антропологии РАН. Становление этого института приходится на советский период. Он, собственно, и был рожден, чтобы сказку о дружной семье народов сделать былью. Но однажды мы проснулись в другой стране - перессорившихся этносов. В принципе это должно было означать кризис отечественной этнологии. После распада СССР институт стали обвинять даже в соучастии в колониальной политике Москвы, отмечал Валерий Тишков. Хотя вряд ли кто больше ученых института сделал для сохранения знаний о самых разных народах России. Но то. что было заложено для мира, стало запалом для войны. Оказалось, например, что деление на национальные округа, автономные и союзные республики, развитие национальной культуры и образования подготовили базу для национализма и сепаратизма, включая требование о создании собственных национальных государств. Даже для тех, кто никогда не имел государственности. Лишить сейчас эти народы некогда приобретенного в ходе увлечения новым администрированием, - значит породить опять смуту и даже вооруженный конфликт.

Парадокс заключается именно в том, что эти "пожары" содействовали буму в этнологии. Люди стали больше интересоваться своими корнями и использовать это в разных целях: не только в утверждении собственного достоинства, но и в приватизации ресурсов, в делении власти территорий и полномочий. На Севере появилось понятие "родовая земля" , на Кавказе - "наши горы". Вот тогда накопленные институтом знания стали нужны политикам, дипломатам, преподавателям, экспертам, менеджерам. Скажем, нефтегазовой компанией осваивается территория в Северном регионе. Менеджерам нужно знать, не встает ли газопровод на пути оленеводческих троп или не сооружается ли нефтяная вышка на исконных пастбищах аборигенов. Этого требуют международные нормы.

Так начался этап изучения того, как соотносится этнический фактор с предпринимательством, организацией власти, криминалом. Если раньше в СССР не было межэтнических конфликтов, а были "неантагонистические противоречия" , то теперь приходится иметь дело с ксенофобией, этнической и мигрантской фобиями, экстремизмом. "Раньше мы практически не занимались этнополитикой, - подчеркивает ученый. - А сегодня этнологи стали соавторами концепции государственной политики по национальным вопросам, законов о национальной культурной автономии, о коренных и малочисленных народах и пр. Мы участвуем в работе государственных комиссий по миграционной политике, по делам российских соотечественников".

Важно, что к голосу ученого Валерия Тишкова стала прислушиваться и власть. Вот конкретный пример: вторая чеченская кампания. Ученый предложил Президенту Путину перечень мер, как закончить конфликт в республике, где так высок градус этнического самосознания. Один из пунктов, к примеру, содержал рекомендацию - наделить чеченцев властными полномочиями, создать чеченскую милицию, дать ей в руки оружие для наведения порядка на своей земле. Как видим, это было сделано.

Не обходится, конечно, и без курьезов. Например, после подведения итогов последней переписи населения России на Валерия Тишкова начал жаловаться президент Татарстана Шаймиев. Он уверял Владимира Путина, что Тишков стал раскалывать татарскую нацию. Институт быстро вовлекли в острую дискуссию. Претензии Шаймиева заключались в том, что этнографы отдельно зафиксировали этническую группу кряшен - крещеных татар. Их долгое время насильно записывали татарами. Но причем здесь этнографы? Как люди себя идентифицируют, так и наносили их на этнографическую карту страны. "И не мы сеем раздор, - говорит Валерий Тишков. - А те, кто не хотят признавать право народов на самобытность. Это называется дискриминацией. Вот где источник возможных конфликтов. И наша высшая инстанция - истина. А истина не бывает угодной или неугодной политикам".

***

"РВ"-ДОСЬЕ

ТИШКОВ Валерий Александрович. Родился 6 ноября 1941 г. в Нижних Сергах Свердловской области. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова. Доктор исторических наук, профессор. В 1969-1972 гг. - декан историко-филологического факультета Магаданского государственного педагогического института. В 1972-1976 гг. - научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР. В 1976-1981 гг. - ученый секретарь отделения истории АН СССР. В 1981-1989 гг. - заведующий сектором, заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. С февраля по октябрь 1992 г. являлся председателем Государственного комитета по делам национальностей - министром Российской Федерации. С 1989 г. по настоящее время - директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Президент Международной академии социальных и педагогических наук, член совета Российского гуманитарного фонда и член правления Ассоциации антропологов и этнологов. Член-корреспондент Российской академии наук.