http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=eb2ae2b5-5333-41ee-bc87-853a3df16d33&print=1© 2024 Российская академия наук
Михаил Пиотровский, запмпред Совета при президенте РФ по культуре и искусству, директор Государственного Эрмитажа
Наши слушатели прекрасно знают, что сегодня вручались государственные премии. Владимир Путин вручал их в Кремле. Вы не самый последний человек в отборе. Вы являетесь заместителем председателя совета по культуре и искусству при президенте. Во-первых, может быть, не все наши слушатели знают, уже второй год Госпремия вручается по новым правилам. Напомним принципиальные моменты.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Во-первых, принципиальный момент. Премию не только вручают, но и присуждает президент. Все эти советы они рекомендуют. Второе, была идея сделать премию более весомой и значимой. Если раньше их было очень много, то теперь второй год только три по науке и три по культуре и одна новая введенная - за гуманитарную деятельность. Она большая по сумме, и она вручается в день России, что хорошо и для дня России, и для премии, потому что торжественность… В общем, не нужно этого стесняться, некий ориентир это Нобелевская премия. Чтобы было не менее торжественно, значимо, чем Нобелевская премия. Мне кажется, это удается достигнуть именно небольшим количеством.
Такой региональный вариант Нобелевской премии?
Не региональный.
Национальный.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Национальный. С тем, чтобы было не хуже. Все премии ориентируются на Нобелевскую. Ничего не поделаешь. Ну не на "Оскара" же ориентироваться.
Премии сейчас вручаются за конкретные проекты, или по совокупности, по заслугам.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Нет, они, в общем, вручаются по некой совокупности, по заслугам, по яркости. У нас в комитете по культуре мы в прошлом году выработали такую схему, и в этом году тоже работает: одна премия звезде, которая важна для истории российской культуры, записана в истории российской культуры это была Ахмадулина в прошлом году, Баталов в этом году. Второе – звезда, которая горит сейчас. Только что загоревшаяся. Нетребко была в прошлом году, в этом году Плетнев. И третья – за некий процесс, который почти всегда бывает коллективным. Важное событие для развития культуры. Если в прошлом году были реставраторы, которые реставрировали Новгород, то сегодня это танцор, композитор, поэт, который воссоздали в европейской форме, балет это европейская форма знаменитую историю о Юсуфе, Иосиф Прекрасный. Юсуф в Коране. И так далее. Такой восточный эпос, он же и европейский, который очень хорошо участвует в диалоге культуры. Блестяще это сделано.
То есть то, что Алексей Баталов он давно не снимается в кино и это за те достижения советских лет, можно сказать.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Он не то, что давно не снимается, последнее время да, он был и режиссером многократно. Это образ человека одновременно и образ, который создал, если мы испытываем ностальгию по прошлому иногда, то по каким-то таким типам и образам, которые создал Баталов. И это кусочек русской истории, культуры, российской, советской, какой угодно. Хороший кусок, его надо сберегать и сохранять.
Но в этой связи звезде, которая блистает сейчас, не рановато ли такой аванс. Может быть, вспомнить тех, которые действительно оставили свой вклад, которые поколения связывают с этим именем.
М. ПИОТРОВСКИЙ - В данном случае Плетнев звезда, которая сверкает сейчас. Я думаю, что он сверкает достаточно ярко, и это уже практически записано в истории.
Мне всегда интересен такой аспект. Сегодня, наверное, кто-то из моих родственников послушает новости и перечисление тех, кто получил Государственную премию. Скажут: хорошо, Алексий II – да, Алексей Баталов, ну кто же не знает Алексея Баталова. Да Михаил Плетнев, мы слышали часто. Кто эти люди, почему им дают государственную премию. Ведь большинство людей мне кажется, они неизвестны.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Часть людей, которые делают важные дела, неизвестны. Я опять вернусь к прошлому. Реставраторы, которые восстанавливают церковь на Волотовом поле, кстати, не до конца к тому времени восстановили…
Как вы считаете, может быть это мы виноваты СМИ, я не знаю, почему о них не пишут, не рассказывают людям. О них не делают телепередач больших, может быть только канал "Культура".
М. ПИОТРОВСКИЙ - Я думаю, что есть разные сферы. Вот комитет по премиям должен давать не только тем, про кого пишут в газетах, а найти еще людей, которых важно выделить и быть уверенными, что они…
Про которых потом будут писать.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Может быть, даже и писать не будут, но которые внесли, сделали что-то очень важное для будущего точно. Писать будут или нет – не знаю.
А как это все происходит, вот вы собираетесь. У вас десять гроссбухов, где вот эти заявки и вы сидите и разбираетесь. Должны быть эксперты видимо какие-то.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Конечно. У нас эксперт по культуре при президенте. Есть президиум его, есть эксперты, которым даются все эти вещи, которые представляют экспертизу. Представлять могут лауреаты премий, те, кто уже получали Государственную премию, заслуженные артисты. Целый такой набор людей. Лично которые представляют. Поэтому они несут определенную ответственность. Потом эксперты секретно представляют свои мнения, их обсуждают на президиуме, на совете, представляют, потом проходит голосование тайное. Так что много этапов.
Скажите честно, насколько это возможно, в Кремле знают в администрации президента, например, о решении, которое вынесла комиссия?
М. ПИОТРОВСКИЙ - Да, разумеется. Это же совет при президенте.
Это ваши рекомендации.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Это наши рекомендации. Дальше решение принимает президент.
Товарищ Сталин, расписывая премии от своего имени, он мог вычеркнуть все абсолютно рекомендации, своей рукой вписать свои. Условно говоря, Путин может вычеркнуть все ваши рекомендации, написать…
М. ПИОТРОВСКИЙ - Конечно.
А делается ли это, и насколько совпадают результаты с тем, что…
М. ПИОТРОВСКИЙ - В прошлые комиссии, когда много было премий, были ситуации, когда вычеркивали, не было, а когда вписывали того, кого мы допустим…
Не хотели.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Не сочли подходящим.
Что за этим стояло? Какие-то подковерные игры?
М. ПИОТРОВСКИЙ - Я думаю, знаете, у нас последние президенты и Путин и Ельцин были люди с собственными вкусами, интересами всегда. И были и есть. И в данном случае, я просто не буду говорить, какие были ситуации, кто именно, но это были, можно сказать, собственные знания, вкусы. В общем, желание президента.
Давайте вернемся к самой главной номинации. Алексий Второй. В марте указом президента была введена новая номинация, могу говорить слово номинации в применении к Госпремии?
М. ПИОТРОВСКИЙ - Я думаю, что не совсем это скорее к категориям.
Категория за вклад тоже не звучит. Категория за вклад в гуманитарную деятельность.
М. ПИОТРОВСКИЙ – Там, честно говоря, и само название еще не совсем такое…
Вот злые языки говорят, что Путин, зная это все заранее, может быть тот самый случай, когда он хотел вписать своей рукой, этим указом ввел эту категорию. И у вашего совета не оставалось другого выбора.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Во-первых, придумано это было не для патриарха, а придумано было в какой-то мере, что нужна еще какая-то категория. Также как у Нобелевской премии, у которой в какой-то момент поняли, что надо еще что-то, что называется Нобелевская премия мира, она же не сразу родилась. Точно также как экономика. Вот за какие-то важные человечные дела. Слово "гуманитарное" оно тут то значит, то это. Важные человечные дела, дела, связанные с миром, с общечеловеческими вещами. И честно говоря, если делается такая премия, то первым должен быть некто, безусловно, типа патриарха Алексия. А дальше уже могут идти другие. Потому что никого похожего, более подходящего, ну, может быть, Сахаров.
А альтернативы были?
М. ПИОТРОВСКИЙ - В данном случае альтернатив не было. Здесь был выдвинут один и с этим согласились. Почему – мое мнение, почему я считаю, что с самого начала это было правильно. Три вещи – человек действительно внес огромный вклад в возвращение некой духовности в нашу жизнь. Это религиозная духовность. Ниша осталась пустая. Он сумел это сделать, это его личная заслуга. Сумел это сделать так, что конфликтов при этом происходит минимально. Между прочим, я, например, директор музея, сколько может быть конфликтов между церковью и музеем и хранилищами. Их очень немного благодаря лично ему. Хотя они всегда есть. Так что он сумел сделать это без излишнего обострения отношений в обществе. Церковь все-таки играет громадную роль в нашем развитии благотворительности в стране. Притом, что это вне наших национальных характеров, как-то получается. И никто толком не занимается. Церковь действительно занимается и это тоже его благотворительность, чистая гуманитарная… Все-таки он сделал и это тоже его в значительной мере заслуга, сближение церквей православных всех трех допустим. Это очень важно. И это тоже его заслуга. Это все вместе создает атмосферу доброжелательного оптимизма в стране. Вот я думаю, что именно поэтому. Он как первый блестяще подходит под это. Если бы его не было, было бы трудно даже… Ну да, придумаем премию, а кому?
М. ПИОТРОВСКИЙ - Если говорить о премиях, то я думаю, что когда президент награждает патриарха, то это лишний раз показывает, что есть государство, а патриарх он также как и все другие отделен от государства и может быть награжден, поощрен или, например, не поощрен. Что касается сращивания церкви и государства, я не думаю, что это происходит, но в принципе проблема такая существует. Она существует во всем мире. Сейчас мы много говорим, вот тут церковь, фундаментализм, еще чего-то, во всем мире происходит резкое увеличение политической роли религии. Будь то Америка, Россия, исламский мир. Так что это другая проблема. О ней надо думать, и мы живем в стране многоконфессиональной. В стране, которая одна из крупнейших мусульманских стран мира точно так же как крупнейшая православная страна. Поэтому это действительно проблема, которая есть. Но при этом хорошо как раз сохранять вот эту градацию, где государство, где церковь, где религия, и то, что государство главное, государство может поощрять или не поощрять.
М. ПИОТРОВСКИЙ - У нас сегодня главного имама нет, у нас есть председатель совета муфтиев России. Есть председатель управления, глава управления мусульман России.
У нас еще главный раввин есть.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Главный раввин сам по себе их тоже два. Поэтому там нет такого пока единения, чтобы можно было определить, вот функции этого отдельного человека. Я думаю, что премия эта, начиная с Алексия II, открывает дорогу ко многим, многим фигурам и многим делам именно через эту премию это может быть как раз очень хорошим стимулом. Но в данном случае, я хорошо знаю всех остальных и раввинов и мусульманских деятелей, Алексий конечно, сейчас первый.
Но не поведется так. Будет прецедент, и все следующие соискатели они тоже будут представителями различных конфессий. Или все-таки это будет общая более глобальная премия. Потому что под эту градацию попадает и тот же академик Лихачев.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Разумеется. Сахаров. Я думаю, что мы постараемся так сделать, чтобы было через одного.
Здесь вопрос на пейджер. К сожалению, не подписан. Но мне кажется, что под ним могут многие подписаться. Как вы можете давать премию патриарху, который не осудил скинхедов?
М. ПИОТРОВСКИЙ - Я не понимаю, зачем нужно осуждать скинхедов. Название не совсем правильное. Что такое скинхеды. Скинхеды это широкое явление. Патриарх много что не осуждал и церковь много, что осуждала. Например, есть много вопросов и вещей, которые церковь осуждает. И это не совсем правильно. Но в данном случае речь идет лично о человеке, который как я сказал, благодаря своим личным качествам делает множество событий, связанных с церковью, политикой менее опасными, острыми и вредными для мира в обществе, чем это могло бы быть.
Является ли искусство интернациональным?
М. ПИОТРОВСКИЙ - Я думаю, что оно одновременно национально и интернационально. И искусство это форма превращения глобализма во что-то хорошее, из того, что есть плохое. Потому что наша жизнь в мире должна строиться как диалог различных культур. Мы должны учиться понимать разные культуры. И тогда искусство одного народа становится одновременно искусством и другого народа. Но для этого надо прилагать некоторые усилия, которые мы и стараемся делать.
Кстати, немножко не на тему. Что там слышно в верхах. Будет национальная программа по культуре?
М. ПИОТРОВСКИЙ - Я не знаю.
Национальный проект.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Наверное, будет, но я не считаю, что нужен национальный проект по культуре. Я считаю, что культура должна быть объявлена первым или вторым национальным приоритетом. Не меньше, чем вторым. Это важнее. Национальные проекты это проекты тех вещей, где реформы не получились. А культура у нас не провалилась, культура это то, где мы конкурентоспособны. Но надо понимать, что она есть наш национальный приоритет. Это то, где мы не то что лучше всех на планете, но это то, где мы действительно конкурентоспособны так же, как в производстве оружия, например. И поэтому надо постоянно поддерживать своего производителя. А культуру надо защищать как, например, производителя сельхозпродукции.
Вопрос заключается в том, что корректно ли вручение государственной премии патриарху.
М. ПИОТРОВСКИЙ - Я думаю, что это абсолютно корректно, потому что она вручается человеку, конкретному человеку, который может быть патриархом, может не быть патриархом.
Гражданину России.
М. ПИОТРОВСКИЙ – Вот, например, не гражданину России нельзя вручать государственную премию России, это твердо записано в положении. Поэтому некоторым замечательным людям мы не могли дать в свое время премию. А именно государство может дать кому угодно.