Привлекаются все!

24.11.2006

Источник: Поиск, Наталия БУЛГАКОВА



Кто расскажет о Болонье?

Обучающий семинар по проблематике Болонского процесса собрал в МГТУ им. Н.Э.Баумана представителей вузов из 18 субъектов Федерации Центрального федерального округа. Первый проректор Бауманки Евгений Юдин сделал краткий обзор проектов законов, так или иначе связанных с подписанием Россией Болонского соглашения и находящихся сегодня на разных стадиях обсуждения. Так, принят и подписан Закон об АУ. Готовится второе чтение Закона о ЕГЭ. Обсуждается Закон об олимпиадах и профессиональных конкурсах. Про вторую часть формулировки часто забывают, посетовал Е.Юдин, а это очень важно: если олимпиады дают возможность проверить знания по профильным предметам, то профессиональные конкурсы, подобные известному "Шагу в. будущее", позволяют выявить детей с задатками инженеров и изобретателей, то есть будущий контингент технических вузов. Дальше - поправка в Закон о введении двухуровневой системы подготовки. Законодателей удалось убедить, что здесь должна быть формулировка и о монопрограммах.

Продолжается активная работа над новым классификатором специальностей, который будет ближе к европейскому, над стандартами третьего поколения. Не забыто и качество образования, забота о котором является одним из условий Болонского соглашения. С 1 января этого года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ввела новые, более строгие показатели аккредитации вузов.

Словом, Россия идет в общеевропейское образовательное пространство довольно уверенно. Но вот Европа об этом, оказывается, не очень осведомлена.

По словам проректора МГТУ по международным связям Геннадия Павлихина, там считают, что наша страна двинулась по этому пути только после подписания Болонского соглашения в 2003 году.На самом деле - гораздо раньше: уже в начале 1990-х годов, как только вузам предоставили право на самостоятельную подготовку специалистов, к нам стали приезжать бакалавры и магистры.

Все решаемо для высококвалифицированных преподавателей, работающих в наших вузах! Кроме одной проблемы: ничтожно малое количество студентов технических университетов владеет иностранными языками. Для кого мы будем развивать академическую мобильность?

По мнению Геннадия Павлихина, для изменения ситуации необходимо, чтобы о Болонском процессе и его задачах знали не только университеты, а вся система образования, включая школы. Кроме того, большая ошибка, что к обсуждению проблем, связанных с реализацией Болонской декларации, не привлекаются Российская академия наук и работодатели.

Главный специалист Национального фонда подготовки кадров Наталья Шутова подтвердила: успехи России в ее движении к общеевропейскому образовательному пространству действительно в Европе выглядят не очень впечатляюще. Но это не значит, что Россия плохо вписывается в интернационализацию образования. Дело в том, что, присоединившись к Болонскому соглашению, Россия взяла на себя обязательства не только выполнять его требования, но и одновременно собирать информацию об этом и в определенной форме представлять ее в европейские образовательные структуры. И вот эта информация не всегда правильно собирается и представляется. Но дело поправимо.

Н.Шутова рассказала о проекте НФПК "Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе", который выполняется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Обучающий семинар на базе МГТУ, который является региональным вузом-координатором, тоже часть этого проекта. Подобные семинары пройдут в семи федеральных округах России.

Пока же, несмотря на то что делается многое, "не всегда есть ясность, что такое Болонский процесс и что от нас хотят". Такой вот парадокс.

Почти в те же дни в ГУ - Высшая школа экономики в рамках того же проекта НФПК состоялась студенческая конференция, участникам которой представили социологическое исследование "Болонья глазами студентов" по параметрам, используемым Европейским объединением студенческих союзов. Исследование проводили преподаватели и студенты факультета социологии ГУ-ВШЭ. В соцопросе приняли участие около полутора тысяч студентов 11 вузов из семи федеральных округов Российской Федерации. Причем вузы были выбраны самые активные.

Выяснилось, что студенты мало информированы о Болонском процессе: кроме того что он предлагает систему "бакалавр - магистр", им почти ничего неизвестно. При этом 57% опрошенных предпочли бы учиться пять лет, 36% хотели бы учиться шесть лет и потом стать магистрами, и только 3% - стать бакалаврами. Участники студенческой конференции сошлись во мнении, что в ситуации нестабильности общественной и политической жизни России "у студентов нет доверия к постепенному образованию" и западная схема для российских реалий не подходит.

Комментируя исследование, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко подчеркнул, что потребуется целый ряд мероприятий на государственном уровне, чтобы проинформировать образовательное сообщество и общество в целом о преимуществах участия в Болонском процессе.



©РАН 2024