http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=eb924b7f-ee1f-4ecf-9187-e04a6efd6aaa&print=1
© 2024 Российская академия наук

«ИНВЕСТИЦИОННАЯ ВЕСНА»: КУДА ПРИЛЕТИТ «САНКЦИОНИРОВАННЫЙ» БУМЕРАНГ?

03.04.2014

Источник: Инвестиции в России, Леонид РАТКИН

В начале апреля в Москве состоялось совместное заседание Совета Российского союза химиков и Росхимпрофсоюза

В начале апреля в Москве состоялось совместное заседание Совета Российского союза химиков и Росхимпрофсоюза. Рассматривалось состояние и перспективы развития химического комплекса страны и проблематика нормативно-правового регулирования социально-трудовых отношений. Обсуждение социальной ответственности компаний и последствий сокращения рабочего персонала на российских химических предприятиях плавно переросло в острую дискуссию на одну из важнейших и актуальнейших для отечественной экономики тем – влияние на отрасль при возможном введении санкций странами ЕС и США.

Согласно оценкам экспертов, ущерб от санкций только для одной нефтехимической компании в текущем году может составить от 272 млн. рублей до 3,4 млрд. рублей! Учет суммарных потерь по взаимоувязанным контрактам возможен на один-два порядка больше. На заседании было высказано множество доводов «за» и «против» различных методик подсчета, но в период проведения совещания поступила новая информация об одобрении Конгрессом США введения визовых и экономических санкций против ряда российских чиновников. При внимательном ознакомлении со списком в нем можно обнаружить фамилии и имена известных общественных деятелей, присутствие которых в перечне вызывает удивление. Для того, чтобы оценить не только экономические и политические риски, но и определить подлинные цели, которые стремятся достичь зарубежные политтехнологи, на примере хотя бы одного заявленного в списке, необходимо совершить небольшой исторический экскурс…

На заседании Президиума Российской академии наук (РАН) во второй декаде марта было представлено научное сообщение «Интегральный проект солидарного развития на Евроазиатском континенте (научно-практическая концепция)» доктора политических наук, руководителя Центра научного обоснования и реализации мегапроекта «Интегральная Евразийская транспортная система» Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН, Президента ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») В.И.Якунина. Владимир Иванович представил доклад, соавторами которого являлись директор ИСПИ РАН академик Г.В. Осипов и ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий, отмечающий 3 апреля 75-летний юбилей.

Предваряя сообщение, В.И.Якунин привел в качестве эпиграфа две известных цитаты. Одна из них принадлежит Премьер-министру Великобритании (28.11.1990-02.05.1997) Джону Мейджору «Задача России после проигрыша холодной войны – обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого им нужно всего пятьдесят-шестьдесят миллионов человек». Другая цитата принадлежит Госсекретарю США (23.01.1997-20.01.2001) Мадлен Олбрайт «Ни о какой мировой справедливости не может быть речи, пока такой территорией, как Сибирь, владеет одна страна»…

Для чего потребовалось воспоминание этих исторически-известных цитат? В год, предшествующий семидесятилетию окончания Второй мировой войны, в которой страны антигитлеровской коалиции совместными усилиями одолели фашизм, в условиях уже обнародованных и начинающихся санкций США и ЕС в отношении РФ по-другому предстают и оцениваются многие события минувших десятилетий. Налицо новые цивилизационные вызовы, которым «Россия третьего тысячелетия» должна адекватно соответствовать.

В сообщении В.И.Якунина детально рассмотрена концепция мегапроекта, имеющего сокращенное название «Транс-Евразийский пояс «РАЗВИТИЕ» (ТЕПР), коренным образом отличающаяся от понятий «коридор развития» и «страновой мост» за счет принципиально нового геокультурного, геополитического и, несомненно, геоэкономического концепта. Ключевая идея проекта – объединение телекоммуникационной, энергетической и транспортной инфраструктур в единую «интегральную теле-энерго-транспортную мегасистему», напрямую соединяющую приморские порты и пункты пограничного контроля на границе с КНР с западной границей Республики Беларусь! Развитием первого этапа станет прокладка унифицированного ответвления к Северной Америке по схеме «Сибирь – Берингов пролив – Аляска», что посодействует развитию «современного научно-промышленного пространства России и рентабельного транзита» евроазиатских и евро-американских грузопотоков.

На что следует обратить особое внимание при анонсирование этого масштабного, пожалуй, даже не мега-, а «гигапроекта»? Для его реализации потребуется строительство поселений нового поколения с учетом современных экологических стандартов, что будет способствовать при освоении Сибири созданию миллионов новых рабочих мест. В отличие от обычных «транзитных коридоров», ТЕПР является полигоном для отработки инструментов новой индустриальной технологической революции для формирования нового «техно-промышленного уклада» с созданием интегральных инфраструктур, которые и станут основой высокотехнологичных промышленных кластеров.

Базовым вектором ТЕПР является ЕС, КНР, Казахстан, Белоруссия, Украина, Корея, Индия и Япония. Но у «Транс-Евразийского пояса» есть «общие условия совместного действия на разных континентах», например, в форме «Транс-Латиноамериканского пояса» для Аргентины, Бразилии, Колумбии, Перу и Чили, «Транс-Африканского» - для ЮАР, а «Евразийско-Американского», согласно которому планируется строительство нового поколения транспортных коммуникаций для соединения Чукотки и Аляски. Порядка 30% территории Евроазиатского континента занимает Россия, что обуславливает ее статус как коммуникационного ядра между странами Европы и Азии. Объединение трех инфраструктур (связь, энергетика и транспорт) в единую систему также является следствием геополитического положения РФ – центра пересечения энергетических, транспортных и телекоммуникационных интересов трех конкурирующих мировых регионов: Юго-Восточной Азии, Северной Америки и Западной Европы. Возникающее центростремительное ускорение позволит вовлечь в орбиту долговременного стратегического сотрудничества по «гигапроекту» не только постсоветские азиатские республики, но и Иран, и другие страны арабского мира, а также имеющую более чем миллиардное население Индию. Развитие Сибири и Дальнего Востока в этом случае предполагается как очевидный результат, получение которого сопровождается множеством других достижений, в т.ч., развитием социальной инфраструктуры и позитивной динамикой в демографической ситуации.

Важный аспект – конструктивная глобализация мировой экономики. В противовес деструктивным процессам, ныне в очередной раз иллюстрируемым региональными санкциями США и ЕС, необходимо преодоление разобщенности и конфронтации, тем более, что они не решат той важной проблемы, с которой столкнулись все ведущие промышленно-развитые державы – с деиндустриализацией. Это – одна из «хронических болезней» мировой экономики, наследия постиндустриализма. Реиндустриализация («новая индустриализация») будет возможна благодаря не «санкционированному торможению» товарных потоков, а восстановлению потоковых балансов товаров и технологий между странами Юго-Восточной Азии, ЕС, Северной и Южной Америки и России.

Как это будет реализовано практически? Планируется создание сети поселенческо-промышленных полос вокруг энергетических, телекоммуникационных и транспортных коридоров. Ширина полос составит от 200 до 300 км, в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов. Ориентировочный объем капиталовложений известен, но колебания курсов валют предполагают уточнение финансовых показателей пакета инвестиционных проектов, составляющих взаимоувязанный «гигапроект». Возврат заемных средств обеспечивается не по старым схемам оплаты за транспортировку, а по новым механизмам с учетом комплексного развития стран участниц локальных проектов. Планируется использование «корзины фиат-валют», определяемых «не золотовалютными резервами, а интегративной способностью государства довести масштабный проект до реализации». В противовес существующим методикам оценки макроэкономической динамики, не сумевшим удержать мировую финансовую систему от глобального кризиса, разрабатываемый институтами РАН комплекс методик может рассматриваться как дополнительный набор инструментов для уточнения отдельных положений и корректировки в целом существующей экономической парадигмы.

Соответственно, для реализации проекта с участием РАН необходимо предварительное изучение «природного, научно-технического и социально-культурного потенциала территорий», включаемых в ТЕПР. Следующим объемом задач, требующих неотложного решения, является системный анализ информационных потоков о грузопассажирских перевозках, телекоммуникационном трафике и логистике энергопотоков для их использования в интегральной инфраструктуре ТЕПР. Результатом станет создание в рамках гигапроекта перспективных и прорывных технологий в сфере телекоммуникаций, транспорта и энергетики.

Данный проект выглядит весьма масштабно и впечатляюще и уже вызвал ряд вопросов у прагматически-настроенных западных экспертов, иронично интересующихся, в частности, о том, откуда планируются столь масштабные инвестиции в условиях экономических санкций по отношению к России со стороны США и ЕС. Но если иначе взглянуть на ситуацию, проблема видится совсем по-другому. Американские и европейские телекоммуникационные, энергетические и транспортные холдинги высказывали и ранее встревоженность по поводу разработки в России крупных отраслевых инвестпроектов. Отчасти озабоченность была связана с тем, что хотя проекты и предусматривали реконструкцию производственных мощностей и техническое перевооружение множества промышленных предприятий в зоне развития инвестиционной программы, но они предполагали совершенно справедливое и экономически оправданное частичное импортозамещение с преимущественным использованием российских разработок. Иностранные инвесторы в этом усмотрели угрозу коммерческим интересам для них и их деловых партнеров, в т.ч., почему не они привлечены в качестве основных поставщиков оборудования, продукции и услуг. К России со стороны европейских и американских деловых кругов постепенно накапливались претензии, частично выражавшиеся в недовольстве проводимой независимой экономической политикой в РФ, намеренной «озабоченностью» перевооружением и укреплением российской армии, «недозволительным свободомыслием» при решении внутрироссийских вопросов и невыполнением рекомендаций заокеанских политтехнологов. Но для накопившихся претензий не было предлога для «публичного выхода», поскольку взвешенная и сбалансированная политика России не давала этому причин. «Непослушное поведение» России в ситуации с Украиной дало повод ряду европейских и американских политиков публично обвинить РФ в том, что, руководствуясь нормами международного права, требует от обвиняющей стороны строго обоснованного доказательства. Но зачем доказательства, если «раздражение требует выхода»? Вот и появляется список лиц, попадающих под санкции, в котором с удивлением свои фамилии обнаруживают многие политики и общественные деятели, в том числе и те, которые не имеют непосредственного отношения к происходящим событиям. Еще в указе, подписанном 20 марта Президентом США Бараком Обамой, в случае необходимости дается возможность введения санкций против ключевых секторов российской экономики. Удивительно, но в расширенный круг чиновников РФ, попадающих под экономические и визовые санкции, вошел и Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин! С учетом представленного проекта, разрабатывавшегося в течение ряда лет под научно-методическим руководством ряда институтов старейшей российской академии (РАН) и ведущего вуза в РФ (МГУ им. М.В.Ломоносова), и неоднократно представлявшегося российским и зарубежным потенциальным бизнес–партнерам, становится ясным, что данная ограничительная мера призвана, прежде всего, содействовать снижению деловой активности ОАО «РЖД» в мире и торможению реализуемых им проектов по созданию трансконтинентальной интегрированной телекоммуникационной, энергетической и транспортной инфраструктуры. Продекларированная мера, как часть умело запущенного из-за океана «санкционированного» бумеранга, при многократном увеличении оказалась элементарной коммерческой уловкой со стороны конкурентов, имеющих доступ и влияние на соответствующие административные структуры, по устранению крупного и опасного игрока на мировом рынке транспортной продукции и услуг, к тому же «непозволительно» (по их мнению!) расширяющему сферу деловой активности на смежные с логистической сферы энергетики и телекоммуникаций.

Удивительно и другое: согласно опубликованному на сайте Министерства финансов США документу, наряду с перечнем физических лиц в нем присутствуют и банк «Россия». Смешение юридических и физических лиц в одном списке еще больше подчеркивает ангажированность зарубежного (кем проинвестированного?) бизнес-проекта под названием «Санкции в отношении России», его прямую коммерческую заинтересованность в устранении еще одного конкурента (уже на мировом рынке финансовых услуг!) и четкую угрозу по дальнейшему расширению перечня лиц, по отношению к которым эти санкции будут применяться, если не будут приняты требования «прогрессивного» евро-американского сообщества. Ну и как можно добиться «прогресса в отношениях» в таких условиях?

Столетие назад при Императорской Российской академии наук под руководством В.И.Вернадского была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России. Именно результатом ее работы явился разработанный план по электрификации России, известный в истории как ГОЭЛРО. В проект верили слабо, инвесторов было мало, а после Октябрьской революции 1917 года идею электрифицировать всю Россию многие западные экономисты вообще считали утопичной. Но именно благодаря плану ГОЭЛРО началось мощное промышленное движение в СССР, породившее новый виток отечественной индустриализации. Аналогом плана ГОЭЛРО по инвестиционному масштабу, кажущейся для многих западных экспертов утопичности, но очевидной реализуемости для обладающих глубокой исторической памятью россиян, является ныне проект ТЕПР. Он не только обуславливает рост ВВП, наличие новых рынков, создание рабочих мест и развитие новых направлений, но и обозначает направления для прорывных разработок фундаментальной науки и развертывания массовых высокотехнологичных производств. Гигапроект ТЕПР состоит из множества мегапроектов, среди которых следует особо отметить формирование новых отраслей промышленности в ЕС, Казахстане, КНР и России, транспортировку нефти и газа, строительство «энергетических мостов», создание новых городов, организацию мероприятий по переброске вод (не причиняющими ущерб экологии регионов) и повышение пропускной способности транспортных магистралей и телекоммуникационных систем. Предполагается формирование полной мультиинфраструктуры на базе энерготранспортной, транспортной, железнодорожной, трубопроводной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктур. Инфраструктурная интеграция, в частности, предполагает наличие высоконадежных электрических систем и сетей с широкополосным проектом и системами двойного или тройного резервирования для ключевых элементов управления. Гигапроект ТЕПР обеспечит не только смену экономической парадигмы в РФ, но и территориальное развитие всего Евразийского континента. Вспоминая официальную позицию КНР и ряда других евроазиатских стран в отношении применения санкций к России, можно предположить, что они к развитию Евразии готовы. Но судя по санкциям, пока не готовы ни США, ни Европа …

На совещании подчеркивалось, что во второй половине марта в Москве состоялся ряд международных выставок и конференций, на которых вопросы евро-американских санкций также рассматривались достаточно подробно. Кстати, на некоторых мероприятиях введенные США и ЕС ограничения повлияли на численность посетителей и участников. Например, существенно сократилось число докладчиков и экспонентов на узкоспециализированной выставке «Мир биотехнологии» и соответствующей ей научно-практической биотехнологической конференции. Отчасти это было связано с тем, что данная тема широко обсуждаема и существует множество крупных отраслевых международных мероприятий со значительно более высоким статусом. Но на ряде международных выставок и конференций был полный аншлаг: санкции ЕС и США только подстегнули представителей российских и зарубежных деловых структур к поиску оптимальных решений в сложившейся ситуации. Парадокс: евро-американские санкции, призванные заморозить международное сотрудничество отечественных и иностранных структур, наоборот, поспособствовали увеличению количества их деловых контактов и повышению глубины их проработки по конкретным направлениям! Ни зарубежные, ни российское бизнесмены ни заинтересованы в их потере, как и в снижении прибыли, и, как заметил один из спикеров, открытое Америкой и Евросоюзом окно в Россию «не так легко и захлопнуть!».

Евро-американские санкции не случайно простимулировали увеличение деловой активности иностранных бизнес-структур в РФ. Далеко не все из них согласны подчиниться требованиям США и ЕС. Слишком большой ущерб может быть понесен мировой экономикой от непродуманных действий зарубежных политиков. Велика может быть та цена, которую придется заплатить всем участникам международных торгово-экономических отношений, и прежде всего, за вовремя непогашенный костер политических страстей в Украине.

На апрельском совещании, как и на мартовских конференциях, не искали разрешения политических проблем. На форумах был традиционный конструктивный деловой диалог представителей российского и зарубежного бизнес–сообщества. Изыскивались точки соприкосновения по актуальным проблемам экономического развития, анализировались события и выдвигались гипотезы, которые могли бы звучать невероятно еще год назад, но в новых экономических реалиях они уже не выглядят такими фантастическими. Например, на информацию о том, что «G8» формально уже превратилась в «G7» один из иностранных участников международной конференции заметил, что и это не предел, и при дальнейшем развитии событий «G7» может скоро превратиться в «G6», потом в «G5», «G4», «G3» и «G2». Его вопрос «Куда прилетит запущенный нами «санкционированный» бумеранг и по кому он ударит?» так и остался без ответа. «Еще пара таких санкций, и в ЕС могут возникнуть проблемы на порядок сложнее, чем в прошлом году», - резюмировал он.

Не меньшую эрудицию демонстрировали и российские участники. Помимо анализа инструментов ведения бизнеса в «санкционированных» ЕС и США условиях детально обсуждалась Независимая экономическая политика (НЭП), или Нео-НЭП, как ее называют для отличия от экономического отечественного курса столетней давности. Нео-НЭП – это экономическая политика, независимая от ЕС и США, которые своими санкциями вынудили Россию принять ответные адекватные меры. Для чего она нужна? – Для обеспечения безопасного экономического развития в условиях возросших рисков. Оставляя в стороне политическую суть вопроса, и концентрируясь только на финансовых аспектах, необходимо отметить, что санкционированные и синхронизированные действия США и стран Евросоюза спровоцируют очередную международную рецессионную волну или новый мировой экономический кризис в ближайшие годы.

Синхронизируя начало весны с введением в отношении России санкций со стороны ЕС и США, можно отметить, что наступивший период развития экономики можно охарактеризовать как «инвестиционная весна», поскольку закрывающиеся «окна возможностей» иностранного финансирования проектов для РФ можно рассматривать (с другой стороны) как открывающиеся «окна возможностей» капиталовложений во внутренние инфраструктурные проекты (например, ТЕПР) и в развитие ряда стратегически важных отраслей, включая ОПК. Не нами поставленный на время «финансовый фильтр» поможет идентифицировать убыточные проекты, многомиллионные вложения в которые из-за рубежа не давали возможности оценить реальную ситуацию, и выявить высокорисковые малодоходные и низкорисковые высокодоходные инвестпрограммы, объективное ранжирование которых по критериям в «досанкционных» условиях было крайне затруднено и практически невозможно.

Кстати, подводя в начале весны итоги минувшего Года экологии, проведенного в РФ в 2013 году, российские ученые и бизнесмены отметили, что в отечественной прессе он освещался по-разному, пусть и не столь красочно, как история введения санкций ЕС и США. Но до сих пор, как отголоски Экологического года, в российских СМИ можно встретить названия, не только напоминающие о прошедшем событии, но раскрывающие его с новой, доселе неизведанной стороны. Например, в Еженедельной газете научного сообщества ПОИСК в конце февраля с.г. была опубликована статья с необычным и запоминающимся названием «Выполоть подснежники!». Второе название «Глава ФАНО поборется с неразберихой» конкретизирует, что речь в тексте, очевидно, идет о неких «подснежных структурах», но… слово «подснежники» в основном названии статьи в кавычки не взято! Зная о том, как информация о выпусках СМИ регистрируется в специальных базах, в которых указывается отдельно название статьи, и как потом осуществляется ее перевод на другие языки, нетрудно предположить вопросы, возникающие у Читателей, после прочтения основного заголовка. Напомнив о том, что речь в названии идет о роде многолетних трав семейства Амариллисовых, некоторые виды которых занесены в Красную книгу как нуждающиеся в государственной охране, участники форума призвали представителей отечественной прессы внимательнее работать с материалом и не совершать ошибок и опечаток, особенно в названиях, допускающих произвольное трактование, в т.ч., в отношении проводимой экологической политики в России.

Выводы и рекомендации:

1. Четыре транспортных пояса «Транс-Евразийский», «Транс-Латиноамериканский», «Транс-Африканский» и «Евразийско-Американский» формируют интерконтинентальную транспортную инфраструктуру середины XXI века, соответствующую новому технологическому укладу мировой экономики. Создание интегральной инфраструктурной системы межконтинентального масштаба является одной из гарантий геополитической и геоэкономической безопасности России.

2. Санкции ЕС и США в отношении России инициируют не только адекватный «ответ бумеранга», но и ухудшение макроэкономической ситуации в ближайшей перспективе. При неизменности курсов на ужесточение европейских и американских санкций неминуемо инициирование очередной «рецессионной» волны или мирового экономического кризиса в ближайшие 5-7 лет.

Целесообразно создание в России специализированного агентства по выявлению приоритетных проблем, планирования масштабных способов их решений и отслеживания продвижения в их решении. Создание агентства с условным названием «Росплан» автором неоднократно предлагалось в публикациях и выступлениях на международных конференциях.