ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУКА СНИЖАЕТ РИСКИ.

25.04.2007

Источник: Инженерная газета, Евгений Каблов



Член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, президент Ассоциации ГНЦ, генеральный директор ФГУП "ВИАМ", академик Евгений Каблов

Во всех передовых странах мира наука входит в число основных приоритетов государственной политики как определяющее условие для обеспечения социально-экономического развития и национальной безопасности.

Достижения науки и технологий в современных условиях стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальностей безопасности, равноправной интеграции в мировую экономику. Государственная политика в области развития науки и технологий направлена на переход к инновационному пути развития страны на основе приоритетов, определенных Президентом Российском Федерации.

Реализация этой политики с опорой только на научные организации бизнес-сферы принципиально невозможна, поскольку доминантные интересы и цели их функционирования во многих случаях не совпадают с целями и интересами государства. Крупные негосударственные корпорации, безусловно, участвуют в создании новых знаний, которые в значительной мере определяют конкурентность продуктов с высокой добавленной стоимостью, создаваемых с использованием наукоемких технологий. Но процесс получения новых знаний внутри таких корпораций строго ограничен рамками обеспечения конкурентности их продукции.

Как свидетельствует мировой опыт, корпорации очень неохотно идут на рисковый капитал. А иногда, при наличии своего монопольного положения на рынке, замораживают процессы получения новых знаний. Полная передача прикладной фазы инновационного процесса в коммерческую сферу недопустима, так как существует целый ряд важнейших задач в области прикладной науки, решение которых составляет прямую обязанность и неотъемлемую прерогативу государства.

Отсюда ясно: государство должно располагать собственными институциональными структурами в сфере прикладных исследований, способных обеспечить решение приоритетных национальных задач научно-технического и технологического развития на основе использования достижений фундаментальной науки и эффективного взаимодействия с промышленным (корпоративным) сектором науки.

Все передовые технологически развитые страны с рыночной экономикой, несмотря на мощные частные промышленные корпорации, располагающие развитой научной инфраструктурой, имеют, тем не менее, многочисленную сеть государственных научно-исследовательских организации прикладной направленности.

Инновационная деятельность - это единый непрерывный процесс получения новых знаний и их использования для производства наукоемкой продукции. Он включает фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, разработку технологий, создание и выпуск высокотехнологичной продукции. Организация инновационных процессов с участием государственных научных структур успешно отработана и эффективно действует во всех передовых технологически развитых странах мира.

Наиболее полно требованиям развития инновационного процесса отвечают ГНЦ РФ, которые во взаимодействии с другими структурами государственного сектора науки (научными организациями РАН и государственных академий, ведущими вузами и крупнейшими отраслевыми научными организациями) создают и реализуют на основе взаимосвязанного комплекса фундаментальных, поисковых и прикладных исследовании и разработок научно-технологический задел по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Важнейшей чертой ГНЦ РФ является межведомственный характер проводимых ими исследований и разработок, обеспечивающих потребности сразу многих отраслей оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей России.

Государственные научные центры Российской Федерации были созданы в целях сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Правовой базой создания ГНЦ РФ стал Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. "О государственных научных центрах Российской Федерации" и постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации".

Указанными документами было установлено, что присвоение статуса ГНЦ РФ не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы организаций, а означает лишь их отнесение к объектам науки федерального значения с особыми формами государственной поддержки и обеспечения их деятельности.

Квалификационные признаки, необходимые научной организации для получения статуса ГНЦ РФ, - это наличие уникального опытно-экспериментального оборудования, научных работников и специалистов высокой квалификации, международное признание ее научной и научно-технической деятельности. Они предусмотрены федеральным законом от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике".

Система ГНЦ РФ объединяет научные организации России, представляющие собой крупные научно-технологические комплексы, выполняющие, как правило, полный цикл работ - от фундаментальных и поисковых исследовании до создания и освоения наукоемких технологии.

Важнейшим шагом по пути интеграции усилий стало создание Ассоциации государственных научных центров "Наука", являющейся некоммерческой организацией. Она создана самими ГНЦ с целью координации их деятельности, защиты прав и представления общих интересов.

В задачи Ассоциации ГНЦ входит осуществление взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, защита прав и законных интересов ГНЦ РФ, содействие в продвижении технологий, поиске партнеров, инвесторов как внутри страны, так и за рубежом, организация и содействие в проведении симпозиумов, конференций, выставок, профессиональной учебы.

Одним из основных направлений деятельности Ассоциации является работа по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования ГНЦ РФ и его правового обеспечения.

ГНЦ РФ располагают значительными материальными и трудовыми ресурсами, мощным научно-техническим потенциалом, уникальной опытно-экспериментальной базой, что составляет основу для осуществления инновационной деятельности, в том числе - по получению на базе собственных разработок наукоемкой высокотехнологичной продукции как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Важнейшими научными и научно-техническими направлениями деятельности ГНЦ РФ, обеспечивающими решение экономических и социальных задач, включая вопросы обороны и безопасности страны, являются ядерная физика, атомная наука и техника, наноматериапы и нанотехнологии, химия и новые материалы, опто- и фотоэлектроника, информатика и приборостроение, биотехнологии, вирусология и медико-биологические проблемы, робототехника и машиностроение, космос и авиация, судостроение, навигация и акустика, водоснабжение и гидрогеология, электротехника, металлургия, гидрометеорология, селекция растений, экология и рациональное природопользование.

Ряд исследовании и разработок, выполненных ГНЦ РФ, удостоен Государственных премий Российской Федерации, премий Правительства РФ в области науки и техники. Так, в 2005 году лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий стал генеральный директор ЦНИИ КМ "Прометей" академик И.В.Горынин. А в 2006 году лауреатами десяти премий Правительства Российской Федерации стали 35 сотрудников тринадцати ГНЦ РФ.

Современный этап модернизации экономики России, характеризующийся развитием инновационных процессов, диктует необходимость определения новой идеологии формирования всего государственного сектора науки и роли ГНЦ РФ как ведущих организаций этого сектора.

Основой эффективного функционирования государственного сектора науки является наличие системной нормативной правовой базы. К сожалению, в нашей стране она практически отсутствует. Не сформулировано четко и само понятие государственного сектора науки, что не позволяет полностью раскрыть его функциональное назначение как системы, обеспечивающей выполнение государственных задач в области научно-инновационного развития и обеспечения национальной безопасности.

С отменой государственной аккредитации научных организаций и, следовательно, критериев отнесения организаций к категории научных, само понятие "научная организация" теряет правовое наполнение. А органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование в научно-инновационной сфере, - действенный инструмент мониторинга этой сферы.

Это не согласуется с Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации. Последние предусматривают совершенствование действующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации и сертификации с учетом международных стандартов качества.

Для выработки действенного механизма реформирования государственного сектора науки необходимо провести полный и объективный анализ реального состояния всех организаций научно-технической сферы. И на его основе составить реестр научных организаций государственного сектора науки и утвердить его на уровне Правительства РФ.

Система ГНЦ РФ, являясь достаточно прозрачной, позволяет это сделать. Оценка деятельности каждого ГНЦ РФ (количественный и качественный анализ) проводится один раз в два года по широкому кругу натуральных, стоимостных и относительных показателей, характеризующих научную, инновационную и финансово-хозяйственную деятельность.

Безусловно, поддерживая необходимость организационных изменений, направленных на создание, в частности, крупных интегрированных (корпоративных) структур для обеспечения выпуска наукоемкой конкурентоспособной продукции, следует отметить, что было бы нерационально использовать потенциал ГНЦ РФ для решения текущих конструкторско-технологических задач - это более характерно для корпоративной науки.

Научный и технологический потенциал ГНЦ РФ необходимо направить на решение перспективных проблем развития науки, техники и технологий, активизацию инновационной деятельности, как это предусмотрено "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

Развитие государственного сектора науки предполагает не только оптимизацию организационно-правовых форм научных организаций, позволяющих учесть в полной мере специфику научно-технической деятельности, но и их государственную поддержку. При этом государственная поддержка в ее современном понимании должна представлять собой комплекс мер, стимулирующих развитие научно-технического потенциала и инновационной деятельности.

Этот комплекс должен включать в себя меры экономического, организационного и социального характера. В числе этих мер должен быть предусмотрен механизм целевого финансирования выполнения организациями, входящими в государственный сектор науки, функций, возлагаемых на них государством.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 г. статус государственного научного центра РФ сохранен за 52 научными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности. В их числе признанный лидер отечественного материаловедения ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов". Семьдесят пять лет он ведет разработку новых материалов и технологий для перспективных изделий авиационно-космической техники, активно работает над распространением полученного опыта и реализацией научных достижений.

Для этого у него есть все основания: подавляющая часть материалов, разработанных под чрезвычайно высокие требования летательных аппаратов, может быть с успехом адаптирована для изделий судостроения, атомной промышленности, транспорта, химического машиностроения, медицины.

При этом следует учитывать стиль работы института, в основе которого - комплексный подход к решению задач. На всех этапах - начиная с разработки материала, его сертификационных испытаний и организации производства - обеспечиваются высокое качество и надежность научно-технической продукции.

Уместно напомнить, что за годы существования в институте были созданы научные школы академиков С.Т.Кишкина, И.Н.Фридляндера, К.А.Андрианова, профессоров Н.М.Склярова, С.Г.Глазунова и других известных ученых. Получившие признание мировой общественности, они-то и явились основой, позволившей создавать разнообразные материалы и технологии, используемые не только в авиационной технике, но и в других отраслях народного хозяйства нашей страны.

Уровень этих разработок подтверждается повышенным спросом со стороны многих ведущих иностранных фирм. Причем этот интерес нередко гораздо выше, а сами фирмы - активнее, чем наши отечественные партнеры. А ведь широкий спектр разрабатываемых авиационных материалов определяет столь же широкую область возможного сотрудничества с научными и промышленными предприятиями России.

Сегодня институт решает новую для научных организаций задачу - создает производства для выпуска материалов, технологического и испытательного оборудования. Существующие мощности позволяют удовлетворить нынешние потребности промышленности в малотоннажном производстве более чем в 40 типах материалов. Но с увеличением объемов производства новой техники вопросы обеспечения новыми материалами, производства перспективных образцов авиационно-космической и ракетной техники превратятся в сложную проблему, решить которую можно только системным подходом с непосредственным участием государства в рамках целевой программы по материалам.



©РАН 2024