http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ec672fef-3b5b-4abc-a54f-690ebd295ad6&print=1
© 2024 Российская академия наук

Разворот над Атлантикой-2

27.09.2010

Источник: Итоги, Валерия Сычева

Станет ли идея вступления России в НАТО гвоздем президентского послания Федеральному собранию - постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин и глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

Станет ли идея вступления России в НАТО гвоздем президентского послания Федеральному собранию, как на то намекают в экспертном сообществе? Во всяком случае доклад, подготовленный Институтом современного развития (ИНСОР), где смоделирован такой разворот над Атлантикой, лежит на столе главы государства и, вопреки традиции, даже не опубликован.

«Итоги» попытались выяснить, прирастет ли западный альянс одной седьмой частью суши, у постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина и главы Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова.

С одной стороны

Дмитрий Рогозин: «Надо прекратить впадать в крайности. С НАТО можно договариваться, сохраняя полную политическую независимость»

— Дмитрий Олегович, в НАТО вступаем?

— Это невозможно сразу по двум причинам. Во-первых, альянс после расширения за счет Прибалтики и Восточной Европы никогда на это не пойдет. Для тех, кто сбежал от Советского Союза в НАТО, появление в дверях «русского медведя» — страшный сон.

Пожалуй, мы могли бы всерьез обсуждать эту тему, когда в состав блока входило 15—16 стран. Это действительно были государства с собственным военным потенциалом, относящиеся к России серьезно и с пониманием. Сегодня НАТО не может расхлебать внутренние конфликты, потому что приросло странами практически с нулевым военным потенциалом и целым клубком склок. Сейчас это зона нестабильности, а вовсе не предсказуемости. Во-вторых, у России появился бы смысл записываться в альянс, если бы у нее были исчерпаны внутренние ресурсы по обеспечению собственной безопасности. Это не о нас. Мы имеем стратегический потенциал сдерживания, реформируем Вооруженные силы, планируем серьезные закупки военной техники.

Я не могу обвинять авторов доклада в том, что они придумывают всяческие провокации, чтобы ухудшить положение России. Хотя сами по себе разговоры на эту тему не полезны: они размывают российскую позицию в отношении расширения НАТО на Восток. Как мы можем выступать против, если сами в альянс стремимся или даже просто поддерживаем дискуссию на сей счет?

Но предложения в докладе не сводятся лишь к вступлению в НАТО. Гораздо больше места там уделено идее создания Россией и НАТО — в лице США и ЕС — некоей третьей организации по безопасности. Этот штатив из трех ножек, как кто-то сказал на Ярославском форуме, действительно прочная военно-политическая конструкция всего Северного полушария. Вот об этом надо говорить, и именно здесь искать экспериментальные идеи.

— Возможно, сверхзадачей авторов доклада была более плотная поддержка модернизации в России со стороны Запада?

— Западная политическая элита — довольно узкая прослойка людей, думающих умно и цинично. Они прекрасно знают, что у нас происходит, и в курсе наших проблем. Не думаю, что они будут покупаться на какие-то пропагандистские заходы. Нужна ли Европа для модернизации России? Конечно. Но это вовсе не означает, что нам надо куда-то бежать, записываться или кому-то сдаваться, теряя при этом понимание своего суверенного пути и свои реальные особенности как великой и большой державы. Есть такой анекдот про рекрута, которого забирают на войну. Жена спрашивает: «Куда тебе, Ваня, писать?» Он: «Пиши сразу в плен». Желательно, чтобы у нас этого не происходило. Нам вообще надо прекратить впадать в крайности.

— Каков нынешний градус отношений Москвы и Брюсселя?

— То взлет, то падение. Мы лишь недавно вышли из тяжелого кризиса из-за ситуации на Южном Кавказе. Решения по Грузии и Украине о том, что их собираются в отдаленном будущем принимать в НАТО, никто не вычеркивал из основополагающих документов альянса. При этом у нас нет никаких антагонистических противоречий, способных привести к серьезным конфликтам. С НАТО можно договариваться по многим вопросам, сохраняя свою полную политическую независимость.

— Учтены ли пожелания Москвы в новой стратегической концепции НАТО?

— Генсек на днях сказал, что ее текст не будет иметь географических привязок. То ли они вообще будут абстрагироваться от указаний того, как натовцам выстраивать свои отношения с отдельными регионами и странами, то ли есть какая-то сверхзадумка. В любом случае нам важно, чтобы эта концепция в корне отличалась от доклада Мадлен Олбрайт, в котором говорится о том, что с Россией надо развивать партнерские отношения, и, через запятую, о необходимости ее сдерживания. Я много говорил на эту тему с генсеком, с послами. Словом, мяч на их стороне. Вопрос в том, насколько они смогут сами себя преодолеть, ведь НАТО в большей степени, чем другие международные организации, наследует душок холодной войны.

— Насколько целесообразно, на ваш взгляд, предложение ИНСОРа о пересмотре функций и состава Совета Россия — НАТО?

— Авторы доклада, возможно, не совсем понимают, как устроен Совет Россия — НАТО. То есть слова все правильно написаны, но пользы не несут. Например, мы недавно создали постпредство России при НАТО, его структура практически полностью повторяет натовскую. В альянсе вообще нет ни одного подразделения, которое бы не имело партнерскую ячейку в российской миссии. У нас даже в штабе объединенных вооруженных сил НАТО в Европе в Монсе находится группа военной связи. Парадокс в том, что как раз с инфраструктурой у нас все очень хорошо. Совет Россия — НАТО устроен очень живо: имеет разветвленные связи и контакты, постоянный график встреч на высоком и высшем уровне — саммиты на уровне глав государств и правительств. Причем они предполагают встречи 29 первых лиц в отличие, скажем, от саммитов Россия — Евросоюз, где российский президент встречается с руководством Еврокомиссии, а национальные лидеры не присутствуют. Я сам постоянно в штаб-квартире общаюсь то с генсеком, то с его заместителями по различным направлениям, у нас проходят разные учения, дебаты. Но вот объем сотрудничества между Россией и НАТО заметно отстает от институциональных форм: выходит то густо, то пусто.

— Каков, на ваш взгляд, оптимальный вариант отношений?

— Мы заинтересованы иметь с альянсом предсказуемые и даже очень близкие отношения в тех областях, по которым наши интересы объективно совпадают, и при этом вести диалог по вопросам, где мы конфликтуем в политическом плане. Что действительно нужно сделать, так это усилить сотрудничество по антитеррору. Речь должна идти о том, как создать комфортную среду для спецслужб, действующих против террористов, и при этом сохранить конституционные права граждан на частную жизнь. Второй момент — обмен технологиями по производству спецсредств, спецоружия, обмен информацией по террористическому подполью.

Сейчас в Европе и России огромные иммиграционные потоки, грядут демографические сложности. Все это неизбежно приведет к политической радикализации, выдвижению на парламентских выборах крайне правых и, как ответ, крайне левых. С какими новыми идеями они придут в политику?.. Не дай бог, чтобы с такими же, как в 30-е годы прошлого века. России и НАТО надо всем этим заниматься. Терроризм — это и есть реальная угроза и для России, и для ЕС. Войны в Европе не будет — это всем уже понятно, а вот террор будет сотрясать и европейский мир, и Америку очень долго.

С другой стороны

Алексей Арбатов: «Союз с НАТО высвободит для России огромные ресурсы»

— Алексей Георгиевич, в чем смысл «вброса» идеи о вступлении России в НАТО?

— Особой провокации здесь нет, да и идея не нова. Например, когда Владимира Путина в его бытность президентом спросили, как он относится к расширению альянса, то он ответил, что если бы Россия была частью этого процесса, у нее, конечно, было бы к этому другое отношение. Можно привести с десяток подобных ремарок и Ельцина, и Путина, и несколько вполне откровенных высказываний Медведева. Другое дело, что этот кардинальный вопрос, меняющий всю мировую ситуацию, нельзя решить штурмом. Он требует согласования многих политических, военно-технических, экономических, военно-политических и даже идеологических аспектов. Но путь уже проложен. Все, кто считает, что у России и Запада нет непреодолимых противоречий, что Россия — это часть европейской, если хотите, евроатлантической цивилизации, так или иначе подразумевают наше вступление в НАТО.

— Насколько идея востребована российской политической элитой?

— Наша элита разбита на самые разные группировки, если брать ее в расширительном смысле — от политических, академических и бизнес-кругов до прессы и заинтересованной общественности. Тут можно найти и неофашистов, и ортодоксальных коммунистов, и абсолютных западников, которые еще и делятся на тех, кто тяготеет к Европе, и тех, кто симпатизирует Америке. Соответственно, и отношение к проблеме НАТО разное. Но значительная часть элиты считает, что нет никаких неодолимых препятствий для объединения с альянсом. Скорее всего, идея вступления России в НАТО будет иметь меньше сторонников, нежели союз с альянсом и другие формы взаимодействия, при которых Москве не придется вставать в очередь и дожидаться, пока ее пригласят. Идея союза с НАТО по конкретным направлениям уже одобрена на высшем уровне.

— Считаете ли вы, что интеграция в альянс ощутимо поможет модернизации России?

— Нельзя ставить телегу впереди лошади. Вступление в альянс не подстегнет нашу экономическую и социально-политическую модернизацию. Напротив, вступление в НАТО как раз и станет итогом длительного процесса нашей экономической и социально-политической модернизации. Нам нужно ее осуществлять независимо ни от какого НАТО. Это необходимо, чтобы Россия выжила в ХХI веке в виде великой державы. Тут гораздо важнее взаимодействовать с Европейским союзом. Именно ЕС может дать нам много полезного, если мы, со своей стороны, будем к этому восприимчивы, обеспечим внутри страны благоприятный климат для инвестиций. В конечном итоге, повторю, исчезнут барьеры для союзнического взаимодействия и в военно-политическом плане.

— Составители доклада рассчитывают на то, что какая-то его часть войдет в послание президента. Надежды обоснованны?

— Если брать комплекс идей, высказанных ИНСОРом, не как догму, а как набор направлений взаимодействия, то они уже вошли в прошлое послание президента. И если наши отношения с НАТО ничто не испортит в обозримый период, то в будущее послание главы государства они войдут в еще большем объеме.

Мы не противники друг другу, у нас есть общие интересы. Возьмите, скажем, Афганистан. Россия и НАТО жизненно заинтересованы в том, чтобы он не развалился, чтобы там не было реванша талибов и «Аль-Каиды», чтобы он снова не превратился в очаг международного терроризма. Решение этой задачи требует прямого военного взаимодействия, и оно развивается. Может быть, медленно и нерешительно. Но поступательное движение идет, потому что есть осознание общих интересов.

— Между тем мысль о вступлении в альянс не стыкуется ни с концепцией внешней политики России, ни со стратегией национальной безопасности. Пришла пора менять ориентиры?

— Действительно, в этих документах надо многое менять. Но для этого нужны и серьезные встречные шаги со стороны НАТО, а со стороны альянса пока не видно реального желания поставить наше сотрудничество на прочную военно-политическую основу.

— Что же, интеграция России в блок автоматически закроет и проблему вступления Грузии и Украины в НАТО, и вопрос о размещении американских ПРО у нас под боком? Так, может, сторонники идеи объединения руководствуются принципом «если не можешь остановить процесс, то надо его возглавить»?

— Если пойдет процесс ускоренного взаимодействия России с НАТО, то, думаю, Украина, которая сейчас очень близка к России, тоже будет его участником. И это уже станет вопросом техники, где появятся первые базы ПРО, где вторые. Это будет совместная инициатива и совместная ПРО, которая защитит и Россию, и Европу, и Америку.

— Что с Грузией?

— Нам надо прилагать все усилия к разрешению конфликта с Грузией, может быть, в рамках новой архитектуры европейской безопасности. Есть, например, такая идея: признать независимость трех стран, уже де-факто объявивших о независимости и частично признанных, — Косово, Южной Осетии и Абхазии — и на этом поставить жирную точку. Сказать: все, больше таким путем независимые государства образовываться не будут, и разработать механизм решения подобных вопросов мирным путем. Вот здесь и тропинка к восстановлению наших исторически очень тесных, родственных отношений с Грузией.

— Меняется ли альянс в нужном направлении?

— НАТО развивается в правильном направлении — превращается из военно-политического «плотного» блока, ориентированного на войну с внешним противником, в организацию для миротворческих операций, решения прочих вопросов безопасности, от климатических до экологических. Но альянс меняется, во-первых, очень медленно. Нет явного лидера в этом процессе. США сейчас заняты в других районах мира, им, может быть, не до этого, да они и не очень в том заинтересованы. Во-вторых, НАТО меняется не в том порядке. Альянсу надо было сначала в корне изменить свою суть и действовать в рамках ООН, на этой почве наладить теснейшее взаимодействие с Россией, а уж потом расширяться по согласованию с ней. Надо было сделать этот процесс открытым, с тем чтобы иметь в виду возможность в дальнейшем присоединения и России, если она того пожелает.

— Готова ли Россия участвовать в военных операциях НАТО?

— Если это будут операции, одобренные СБ ООН, если на страны — члены НАТО кто-то нападет, то мы можем в порядке осуществления статьи 51 Устава ООН помочь им в коллективной или индивидуальной обороне. Но, скорее всего, речь пойдет об операциях другого типа, таких, как, скажем, в Афганистане или в Аденском заливе против пиратства. Эти операции должны быть санкционированы СБ.

— Переоснащение по натовским стандартам — дорогое удовольствие?

— Отнюдь. Сейчас процентов 90 наших ядерных сил и процентов 70 сил общего назначения все еще предназначены для вооруженного конфликта на западных рубежах. Из четырех новых оперативно-стратегических направлений три относятся к западным рубежам, а там — НАТО. Наш союз с НАТО, естественно, освободит нас и от этого бремени, от этих затрат. Так что наше взаимодействие, которое полностью снимет эти угрозы, высвободит огромные ресурсы, которых с лихвой хватит и на стандартизацию вооружений, и на другие операции, и еще много останется для мирных целей. Да и они будут что-то стандартизировать под наши средства, которые у нас, может быть, лучше.