http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ecaf5d8d-647c-446a-9efd-7dc21fd24230&print=1© 2024 Российская академия наук
СПРАВКА: Евгений Борисович Балашов – заместитель директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ.
Евгений Борисович, может ли Россия позволить себе активную инновационную политику? Что нужно сделать для этого?
Безусловно, надо сказать, что есть два прорывных пути, два предложения, которые Министерство видит для прорыва в инновационной сфере. Первый путь - это результаты работы целевых научно-технических программ, которые можно назвать инновационной программой развития России. В этой части важно развивать пилотные элементы, то есть, начальные стадии, которые в дальнейшем станут мощными составляющими национальной инновационной системы. Это предусматривает и создание новых элементов инновационной системы, гарантии со стороны государства, генерацию знаний в образовании и науке, получение новых знаний и нового научного продукта.
Второе направление связано с поддержкой старых и созданием новых элементов технологического сектора, то есть, с разработкой технологий, позволяющих передавать научный продукт следующему блоку. Очень важно построить институт коммерциализации знаний, простимулировать со стороны государства создание недостающих элементов, разобраться в этой системе. Речь идет и о создании финансового рынка новых технологий, предприятий малого и среднего уровня инновационной сферы, институтов коммерциализации технологий и финансового обеспечения этой системы. Появились венчурные фонды, нужна схема прямого инвестирования, стимулирования всей этой цепочки, чтобы на российский рынок пришли принципиально новые товары, общественно значимые технологи. Я думаю, что это и приведет к прорыву, к удвоению ВВП и развитию всей экономики.
Следующая часть - законодательное обеспечение. Необходимо законодательно определить новые нормы, которые обеспечат процесс. Уверен, что должен появиться новый закон о государственном стимулировании инновационной деятельности в РФ, возможно, он будет другого терминологического плана. Так будет внесена ясность, что сегодня важно построить законодательно, что такое инновационная система, в первую очередь, инновационная деятельность, инновация, инновационная политика, национальные инновационные проекты.
Важно не только терминологически, но и законодательно закрепить схему работы инновационной системы, всех ее элементов, чтобы каждый элемент функционально работал в этой цепочке, а государство обеспечивало эффективность этой работы. В этой части я вижу и такой институт, как государственная экспертиза отбора направлений инновационного развития. Сегодня Министр образования и науки постоянно говорит и поддерживает развитие 13 важных инновационных проектов. В действующей целевой программе это 3,8 млрд. рублей, такая поддержка должна быть законодательно закреплена, чтобы важные инновационные прорывные направления, которые дадут большой экономический эффект в будущем, были отобраны на основе государственного подхода и закреплены законодательно, как главные инновационные направления развития России. Практика, которую Министерство разрабатывает в рамках целевых программ, и готовящиеся предложения законодательного характера могут стать главным вектором развития инновационного процесса.
Сейчас идет разработка венчурного инновационного фонда Министерства образования и науки, есть согласие правительства РФ. Если МЭРТ говорит о глобальном российском фонде фондов, который будет развивать в основном региональные фонды субъектов РФ, то мы планирует создать фонд фондов, который обеспечит финансирование непосредственных разработок на ранних стадиях технологической цепочки.