http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ed4a0425-78ea-44e8-ad6d-b97d940c46a1&print=1© 2024 Российская академия наук
Несколько дней назад экспедиция под руководством известного полярника вернулась из Антарктиды в МОСКВУ
Впервые в истории российские вертолеты достигли Южного полюса. Участники перелета подняли на Южном полюсе флаг России. Одной из интриг этой экспедиции было участие в ней директора ФСБ России Николая Патрушева. О необычных новогодних и рождественских каникулах на Южном полюсе рассказывает вице-спикер Госдумы Артур ЧИЛИНГАРОВ.
- Артур Николаевич! Как возник замысел этой экспедиции? Какие цели стояли перед ее участниками?
- Как вы знаете, ООН по предложению России объявила 2007 год полярным. Согласно указу Владимира Путина я был назначен спецпредставителем Президента России по вопросам Международного полярного года. В рамках проведения этого года намечены и инспекционные поездки высокопоставленных руководителей стран - членов ООН в Арктику и Антарктиду. Уже побывал в Антарктике сенатор из США. Главная цель нашего перелета - повысить престиж нашей страны, продемонстрировать уникальные возможности наших вертолетов всему миру.
- Расскажите о маршруте вашего перелета на Южный полюс.
- Сначала мы собирались лететь в Южную Америку на украинских самолетах "Антей". Но в последний момент Украина отказалась от участия. Поэтому мы использовали только нашу российскую технику: самолет "Руслан" компании "Волга - Днепр", самолет Ан-74 компании "Газпром-Авиа" и два вертолета ФСБ Ми-8. На Ми-8 установлено уникальное навигационное оборудование. Они могут брать на борт большое количество топлива и совершать перелет более 1500 км. Опыт работы в экстремальных условиях у экипажей огромный. Взлетев из Пунта-Аренас на территории Чили (оконечность Южной Америки), мы пролетели пролив Дрейка и добрались до нашей антарктической станции "Беллинсгаузен". Началась экспедиция 25 декабря 2006 года, а завершилась 13 января 2007 года.
- Кто был участниками экспедиции?
- В ее составе были директор ФСБ России Николай Патрушев, его первый заместитель, руководитель Погранслужбы ФСБ Владимир Проничев, руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий. Всего около 20 человек. Иностранные коллеги-полярники не верили, что наш полет вообще состоится.
Мало желающих было встретить Новый год не в уютной домашней обстановке, а на Южном полюсе. Все участники перелета взяли отпуск. Риск для жизни и здоровья действительно был большой. Перелет над Антарктидой в условиях плохой видимости был чрезвычайно опасным. Мы пролетели около четырех тысяч километров. Заправлялись на станции "Беллинсгаузен", английской станции "Ротари", на леднике Патриот-хиллс. Полет проходил на высоте 2800 метров. Особо хотелось сказать о членах экипажей. Командирами вертолетов были Герой России, командующий авиацией ФСБ Николай Гаврилов и Владимир Авдеев, а штурманами - Павел Зорин и Владимир Письменный. Просто не представляю, как они ориентировались в условиях капризной погоды Антарктики. Мы также встретились с американскими полярниками на станции "Амундсен-Скотт".
- Почему среди участников этого перелета оказался наш главный контрразведчик Патрушев?
- Мы давно сотрудничаем с пограничниками и ФСБ в Арктике. Помогаем чем можем при строительстве новой погранзаставы на
Земле Франца-Иосифа. Ни для кого в Антарктике не было ни секретом, ни сюрпризом появление главы ФСБ. Ведь я подавал заявку на членов экспедиции пару месяцев назад. Я обратил внимание, что Николай Платонович был удивлен тем, что там построили американцы. Они соорудили новую станцию стоимостью четыре миллиона долларов, площадью 60 тысяч квадратных метров с прекрасной лабораторией. В ней могут работать 220 человек. Снабжение американцы осуществляют самолетом "Геркулес" (он взлетает с помощью шасси, а садится на лед Антарктиды на лыжи).
На нашей станции "Беллинсгаузен" мы посетили православный храм, который основал наш полярник Петр Задиров. Там сейчас служат монахи-полярники. Мы получили благословение. Патрушев подарил служителям храма икону. Я расцениваю его участие в экспедиции важным. Это демонстрация нашего присутствия на Белом континенте. Его участие стало политической акцией ведь он не только глава ФСБ, но и член Совета безопасности России.
Я хочу подчеркнуть, что при проведении нашей экспедиции не использовались государственные средства. Она финансировалась на деньги спонсоров. Не забывайте, что у экспедиции были и рекламные цели. Все были поражены техническими совершенствами вертолетов Ми-8.
- Президент России поздравил вас с успешным завершением экспедиции?
- Владимир Путин направил нам приветственную телеграмму. В ней говорится: "Впервые в истории освоения Антарктиды российские вертолеты Ми-8 достигли Южного полюса и совершили посадку в самой южной точке планеты. Своим перелетом вы вновь продемонстрировали всему миру надежность отечественной авиационной техники и высокую профессиональную подготовку российских летчиков. А главное, доказали, что Россия по праву считается великой полярной державой".
***
- Все увидели, что наши вертолеты могут долететь до любой точки мира
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
ЧИЛИНГАРОВ Артур Николаевич родился 25 сентября 1939 года в Ленинграде.
Возглавлял ряд научных экспедиций в Арктику и Антарктиду и на дрейфующие станции "Северный полюс". С 1986 года - заместитель председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1990 году избран президентом Ассоциации советских полярников.
Автор ряда научных работ по проблемам освоения Арктики и Антарктики, член-корреспондент Российской Академии естественных наук. Доктор географических наук, член-корреспондент Академии естественных наук России.
Член Британского Королевского географического общества.
За успешное проведение в 1985 году спасательной экспедиции по выводу из ледового плена научно-исследовательского судна "Михаил Сомов" А. Н. Чилингарову присвоено звание Героя Советского Союза.
Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Вице-спикер Госдумы. Женат, имеет двоих детей - сына и дочь.