http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=eda4284d-c5e1-4665-b224-f34abdff6473&print=1
© 2024 Российская академия наук

КАК РОССИИ СОХРАНИТЬ АРКТИКУ

02.03.2006

Источник: RBC daily, Александр Широков

Для реализации стратегической задачи освоения российской Арктики государство должно взять инициативу в свои руки и объединить все арктические проекты под контролем специально созданного ведомства

Для реализации стратегической задачи освоения российской Арктики государство должно взять инициативу в свои руки и объединить все арктические проекты под контролем специально созданного ведомства

В середине февраля на заседании расширенной коллегии Министерства регионального развития РФ был представлен проект концепции устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации. Представлял документ директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегионразвития Юрий Перелыгин. Пока проект проходит процедуру согласований с различными министерствами и ведомствами. Ожидается, что он будет вынесен на рассмотрение правительства РФ до 1 июня 2006 г. Параллельно проекты по развитию российской арктической зоны готовятся под эгидой другого ведомства - Минэкономразвития РФ. По мнению экспертов, сам факт того, что власти начали уделять внимание освоению российского Севера, играет важную роль. Экспансию в богатую природными ресурсами Арктику уже начали США, Канада и Норвегия. Отсутствие единой арктической стратегии Москвы может привести к тому, что Россия потеряет суверенитет в зоне Арктики. Чтобы не допустить такого развития событий, правительство должно объединить усилия министерств, отдав проекты в Арктике под контроль специально созданного нового федерального ведомства.

Проект концепции был разработан под руководством г-на Перелыгина по поручению российского правительства на базе документа, разработанного Минэкономразвития РФ. При этом к работе над концепцией привлекались профильные экспертные институты и использовались наработки межведомственной комиссии по разработке стратегии социально-экономического развития регионов РФ. В настоящее время в российской арктической зоне добывается и производится около 80 % российского газа, более 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 96 % платиноидов, 100 % барита, производится продукция, составляющая 22 % российского экспорта. Согласно прогнозам Минприроды РФ, в российской Арктике (площадь - 6, 2 млн кв. км или 21 % всего шельфа Мирового океана) сосредоточены запасы в 15, 5 млрд т нефти и 84, 5 трлн куб. м газа - это примерно 20-25 % общемировых запасов углеводородов. На сегодняшний день выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождения, и в 10 из них перспективность недр уже доказана. Если учесть, что нефтегазовые ресурсы в Западной Сибири истощаются, очевидно, что в стратегической перспективе добыча сырья в Арктическом регионе должна будет расти. Причем условия для разработки "дорогих" в освоении месторождений начинают складываться только сейчас - благодаря выгодной конъюнктуре нефтяных цен и огромным накоплениям в Стабилизационном фонде Россия может себе позволить запуск крупномасштабных проектов по освоению Севера и Арктики. В условиях ужесточения мировой конкуренции за обладание энергетическими ресурсами понятно, что задача контроля над Арктикой и разработка арктических ресурсов является для нашей страны стратегической задачей. Для ее реализации необходимо наладить в регионе транспортную инфраструктуру Северного морского пути, решить некоторые социальные проблемы, что было верно подмечено в обнародованном полгода назад документе Минэкономразвития и в февральском докладе Минрегионразвития.

Однако как проект концепции Минрегионразвития, так и проект МЭРТ, призванные исправить положение, имеют ярко выраженные недостатки. В частности, проект Минэкономразвития эксперты считают "слишком обтекаемым" , подходящим для любого российского региона и не учитывающим арктическую специфику. Проект же Минрегионразвития, напротив, излишне специализирован. Авторы доклада подчеркивают, что рассматривают арктическую зону отдельно от российского Севера. Вместе с тем все инфраструктурные и транспортные проекты завязаны на соседние регионы.Большим недостатком обоих документов является и крайне слабая проработанность вопроса об активизации инвестиционных процессов в Арктике. В рамках же нынешних подходов без создания механизмов привлечения в дополнение к средствам Стабфонда масштабных внешних инвестиций развитие Арктики невозможно. У России просто нет соответствующих ресурсов.

В свое время на норильский проект ушло два годовых бюджета всего СССР. В Арктике на повестке дня несколько базовых проектов - освоение газа Ямала, газа и нефти Баренцева и Печерского морей с поставкой этих ресурсов на китайский рынок. Кроме этого, существует проект создания коридора Южный Урал - Полярный Урал с выводом ресурсов Арктики к уральским промышленным центрам. Еще один проект - продление Севморпути до Лены и далее через Берингов пролив на Китай. Каждый из этих проектов оценивается в десятки миллиардов долларов. Менее дорогостоящие проекты, связанные с развитием Арктики, - становление инфраструктуры и добычи ресурсов в Бурятии, Якутии и Магаданской области.

Все данные проекты подразумевают масштабные изменения в промышленной и жилищной политике России. Речь идет о переносе в эти районы горно-обогатительных комбинатов (ГОКов) при параллельном создании новой законодательной базы для обеспечения эффективной работы иностранных концессий в интересах российского государства. Необходимо принятие законодательных актов об особом характере инвестиционной деятельности в Арктике, что привлекло бы в регион крупный российский бизнес и продемонстрировало бы инвесторам государственную поддержку.

Необходимо обеспечить особый правовой режим часто-государственного партнерства в арктических регионах, а также новые условия для развития среднего и малого бизнеса. Очевидно, что крупные российские сырьевые корпорации, вступающие в тяжелую борьбу за контроль над мировыми рынками, самостоятельно реализовать проект второй промышленной модернизации Арктики неспособны.

Для реализации этих целей придется отказаться от вахтового метода освоения Севера, инвестировать в создание постоянных городов и поселений в тяжелых арктических условиях. В этом контексте одной из первоочередных задач в плане развития арктической зоны РФ является создание и внедрение там "инновационных зон". На важность этой задачи было обращено внимание и в выступлении президента РФ Владимира Путина на президиуме Госсовета в Нижнем Новгороде. Суть данного проекта заключается в создании в российской части Арктики технополисов, объединяющих образование, науку и производство в единое целое.

В этом контексте перспективной была бы реализация в российской Арктике поставленной под сомнение последним решением Конституционного Суда программы по предоставлению "универсальной услуги" в северных регионах. В случае реализации данной программы российский Север может стать своеобразной "силиконовой долиной" - регионом, в котором пилотно будут применяться достижения технической мысли. Кроме того, появление Интернета в арктической зоне позволит реализовать программу Миннауки по развитию системы дистанционного образования, что даст возможность жителям Крайнего Севера, не выходя из дома, получить доступ к фундаментальным знаниям и лекциям профессоров.

Для решения этой задачи было бы целесообразным создание постоянно действующего государственного органа, в функции которого входил бы контроль и мониторинг ситуации в регионе. Образование подобного органа решило бы нынешнюю проблему "распределения обязанностей" между несколькими министерствами в сфере как разработки нормативно-правовых актов, так и контроля над выполнением принятых решений. Учреждение специализированного органа могло бы включить в его состав всех крупнейших российских специалистов по Северу, которые перестали бы действовать разрозненно в рамках различных министерств. Это позволило бы сформировать единую программу освоения Севера, устранив и сгладив межминистерские противоречия. Причем затягивать с разработкой и реализацией единой арктической стратегии не стоит. США, Канада и Норвегия активно продвигаются в Арктику. Речь идет не только об освоении ими национальных арктических зон (США в прошлом году приняли решение о возобновлении нефтедобычи на Аляске, в феврале был поднят вопрос о строительстве газопровода с Аляски по территории Канады в США). На международных форумах все чаще поднимается вопрос об интернационализации арктических вод и ресурсов, что может привести к потере Россией фактического суверенитета в арктических территориях.