http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=eddcf3e4-6f3e-4cad-83c0-545b9d91e391&print=1
© 2024 Российская академия наук

КАК ПРОВОДИМЫЕ В РОССИИ РЕФОРМЫ ВЛИЯЮТ НА КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ

28.01.2013

Источник: Голос России, Константин Косачев

Как МГУ имени Ломоносова ежегодно отмечает Татьянин день, может ли вуз участвовать в международных образовательных программах и как проводимые в России реформы влияют на качество высшего образования в стране, рассказал "Голосу России" ректор МГУ Виктор Садовничий

 

 


 

 

Гость в студии "Голоса России" - Виктор Антонович Садовничий, ректор Московского государственного университета (МГУ) имени Ломоносова, вице-президент Российской академии наук (РАН), президент Российского союза ректоров, председатель Российского совета олимпиад школьников.

Программу ведет Константин Косачев.

Косачев: Добрый день, утро или вечер, уважаемые слушатели радиостанции "Голос России"! С вами, как всегда, я, Константин Косачев, руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а также спецпредставитель президента России по связям с государствами-участниками СНГ.

Планируя тему этого разговора в студии, я как всегда отталкивался от важных событий, которые состоялись в последние дни. Этих событий было много. Некоторые из них относятся к трагическим страницам нашей истории. Отмечался День памяти жертв Холокоста. Праздновалась очередная дата освобождения блокадного Ленинграда.

Но среди этих дат были и другие события, обращенные не только в прошлое, но и в будущее. К этим датам я отношу Татьянин день, День российского студенчества, который, в свою очередь, тесно связан с днем рождения Московского государственного университета (МГУ имени Ломоносова).

Университет был основан императрицей Елизаветой Петровной в 1755 году, сейчас ему 258 лет. В гостях у нас - один из наиболее авторитетных математиков нашей страны, ректор Московского государственного университета, вице-президент Российской академии наук, президент Российского союза ректоров Виктор Антонович Садовничий.

Спасибо, что вы с нами в студии. Я поздравляю вас с очередной датой в жизни МГУ и вашем лице - всех студентов и профессорско-преподавательский состав, который работает со студентами и надеется, что из них выйдет толк.

Как вы обычно проводите и как провели последний Татьянин день? Есть ли какие-то традиции, какие-то дела, которые вы обязаны совершить в этот день? Как для ректора МГУ прошел Татьянин день в этом году?

Садовничий: Константин Иосифович, спасибо за приглашение. Я хочу поздороваться с нашей аудиторией. Спасибо за то, что мы начинаем передачу именно с Татьяниного дня - дня рождения Московского университета. Татьянин день праздновался еще в начале ХХ столетия, а начиналось это еще раньше - в XIX веке. Но после Октябрьской революции Татьянин день в нашей стране не праздновался. Его отмечали только те наши соотечественники, которые уехали за рубеж - первая и последующие волны эмиграции. Я читал много их воспоминаний - они собирались вместе в кафе или на квартирах и обязательно отмечали Татьянин день.

Косачев: Традиция не прерывалась, а просто какое-то время не соблюдалась в нашей стране?

Садовничий: Да. Но когда я был избран ректором МГУ в 1992 году на альтернативных выборах, я выдвинул идею, что Татьянин день надо восстановить, возобновить его празднование и, по возможности, сохранить традиции, которые были ранее. Главная традиция - это собрание университетской корпорации, выступления, речи и единство профессорско-преподавательского состава и студентов. Татьянин день - это День студента.

С 1992 года мы стали отмечать Татьянин день, сохранив основные традиции, то, что было раньше, в частности, утром богослужение в храме Святой мученицы Татьяны. Кстати (этот храм мы восстановили). Эту службу проводит, как правило, Его святейшество Патриарх Московский и всея Руси.

После литургии мы собираемся в актовом зале на собрание студентов и профессоров. Произносится актовая речь ректора, приезжают высокие гости. Как правило, это речь на одну из тем, которые волнуют общество в данный момент. В этом году я произнес речь на тему "Университет и нравственность". Затем происходит собрание корпораций студентов и профессоров за чаем. Говорили, что раньше на столах выступали студенты и профессора, чтобы их было видно. Сейчас есть подиум, где происходит братание, им завершается наш первый день.

Второй день - 26 января - целиком для студентов. Непременный атрибут - медовуха. Мысль о медовухе пришла мне в голову неожиданно. Раньше этой традиции не было. Появилась эта идея следующим образом. Примерно 15 лет назад я был в Гумбольдтском университете. Там было избрание ректора. После того, как его избрали, мы вышли во дворик, и там продавалось пиво. Два студента, увидев, что идет ректор Гумбольдтского университета с гостем (я был рядом), сказали ректору, мол, купи нам пива. Ректор по-немецки педантично достал кошелек, заплатил. Налили две кружки студентам.

Тогда я подумал, почему бы не сделать то же и у нас, но уже не за деньги и всем желающим, и, конечно, не пиво. Так родилась идея медовухи. Она была мне знакома по ранним поездкам по Золотому кольцу - Суздаль, Ярославль, Владимир. Родился рецепт собственной медовухи.

26 января ректор МГУ из огромной двухсотлитровой бочки разливает медовуху всем желающим студентам, и студенты с удовольствием принимают эту игру. Потом проходит студенческий концерт, веселье, награждение отличившихся студентов. Татьянин день в 2013 году завершился в минувшую субботу, 26 января. Это 258-й год рождения Московского университета.

Косачев: Кто принимает участие в этих замечательных празднованиях? Ведь студенческий коллектив университета - это десятки тысяч людей. Наверное, раньше бы это был комсомольско-партийный актив. Сейчас об этом говорить не приходится. Это особо отличившиеся в учебе, делегаты от курсов и академических групп - кто туда попадает? Что собой представляет университет с точки зрения тех, кто там учится?

Садовничий: У нас образовано студенческое самоуправление. На всех курсах, во всех группах прошли выборы в студенческое самоуправление. На каждом курсе есть студенческие лидеры, которые образуют студенческое самоуправление Московского университета, и являются одними из организаторов этого празднества. Кроме того, примерно десять лет назад у нас был образован Студенческий союз. В него входят и аспиранты, и взрослые студенты.

Эти две организации проводят и Татьянин день, и так называемый "огонек" у ректора, и медовуху, и празднества. На "огоньке" мне очень понравилось выступление студентов зарубежных стран. Пел серенады и играл на гитаре боливиец, студент физического факультета, в национальной одежде. Пели коллективом студенты из КНР, они тоже были в национальной одежде. Пели наши студенты - приехали ребята из Дагестана, Казани.

Косачев: Много ли у вас иностранных студентов?

Садовничий: В Московском университете семь тысяч - это примерно 20 процентов всех студентов. Я рад, что мы выходим на классическую формулу, как в ведущих зарубежных университетах, например, Оксфорде. Мне хотелось бы еще больше - до 30 процентов. Но по этому показателю мы находимся на мировом уровне.

Косачев: Могу поздравить с этим университет, но одновременно с сожалением констатировать, что пока не приходится говорить об этом в России в целом. Я, готовясь к передаче, посмотрел статистику. Каждый пятый студент, который учится за рубежом, учится в США. Дальше идет большая европейская тройка - Великобритания, Франция, Германия. В сумме эти четыре страны учат на своих площадках почти 50 процентов всех студентов, находящихся за рубежом. Есть еще Австралия, Китай, Канада, Япония.

Доля России по разным оценкам - 2,2-2,6 процента от всемирного сообщества студентов. Задаю вам вопрос как президенту Российского союза ректоров: какие у нас есть ресурсы для того, чтобы увеличивать эту долю? И готовы ли мы платить любую цену за то, чтобы достичь желаемого результата?

Известно, что многие студенты, например, европейские, сейчас ведут обучение не на своих языках, а на общераспространенных, прежде всего на английском. На ваш взгляд, стоит ли нам идти по этому пути для того, чтобы привлекать студентов и повышать соответствующим образом рейтинги вузов? Какова ваша позиция?

Садовничий: На мой взгляд, стоит. Может быть, я бы не употребил выражение "любой ценой". Вы сделали правильный акцент. Стоит потому, что образование по своей природе интернационально. Конечно, дальнейшая траектория выпускников часто может быть связана с их работой пусть в наших организациях, но общающихся с зарубежными. В этом смысле это общение, эта корпорация очень важна.

На мой взгляд, есть два главных обстоятельства, почему такова доля России в доле иностранных студентов. Прежде всего, привлечение иностранных студентов - это конкурентное поле. Здесь надо уметь конкурировать, уметь работать. Мы слышим итоги различных рейтингов. Я с уважением отношусь к этим рейтингам, с ними работаю, но все-таки хочу сказать, что это определенные конкурентные вызовы для нас.

Рейтинги составляются так, что более привлекательной становится определенная группа университетов, которая борется за свой контингент иностранных студентов. Я хорошо это знаю. Я абсолютно ответственно утверждаю, что по фундаментальному образованию, по вниманию к студентам и по уровню преподавания Московский университет является лидером в мире. По гамбургскому счету это так.

Главное - нам надо уметь работать в этой борьбе, в том числе преподавать курсы на иностранных языках, в частности на английском, и учить русскому языку. Владение русским - это огромное богатство, это капитал каждого человека. Конечно, надо создавать условия. Это связано с тем, как мы принимаем студентов - это и безопасность, и нормальные условия проживания, питания, забота об иностранном учащемся. В этой части находится наша проблема и наша задача.

С другой стороны, нам надо больше рассказывать о нашем образовании. Это надо делать всем, в том числе средствам массовой информации. Надо показывать его положительные стороны, подчеркивать преимущества, которые есть во многих университетах. Надо заключать соответствующие соглашения, договоры, привлекая иностранных студентов.

Думаю, что ведущим российским университетам под силу решение этой задачи. Требуются годы, упорная работа и вера тех, кто приедет, что в России можно получить хорошее образование и обогатиться нашей неповторимой культурой. Я бы приглашал ребят из зарубежных стран учиться в Московском университете и других российских университетах, потому что это не проигрыш в жизни.

Косачев: Абсолютно с вами согласен, Виктор Антонович, и насчет Московского университета, и во всех остальных оценках. Я тоже с беспокойством слежу за тем, как в целом правильная работа по составлению различных рейтингов часто оказывается инструментом недоброкачественной конкурентной борьбы.

Выстоять в этой борьбе российским университетам можно будет только в том случае, если у нас будет двойной, тройной запас прочности, которого, увы, пока нет. На мой взгляд, многие наши вузы (я отношу это не к МГУ) недостаточно активны в том, чтобы продвигать свои возможности, рекламировать себя в хорошем смысле слова.

Но есть еще одна проблема. Большая часть иностранных студентов приезжают к нам за российские бюджетные деньги. 10 тысяч - это общероссийская квота. На мой взгляд, те условия, которые мы предлагаем зарубежным студентам, приглашая их на учебу в Россию, тоже во многом неконкурентоспособны.

Бюджетное финансирование учебы иностранных студентов в России сводится к оплате образовательных услуг. Не оплачивается проезд, проживание, медицинская страховка, и выплачивается та самая средняя российская стипендия, на которую не может прожить никто, если у него нет дополнительных источников существования.

Я как руководитель Россотрудничества могу сказать, что мы активно взаимодействуем с Министерством образования для того, чтобы увеличить квоту студентов, которых мы бы приглашали из-за рубежа (сейчас речь идет об увеличении лишь с 10 до 15 тысяч человек, возможно, в дальнейшем - до 20 тысяч) и, самое главное, изменить условия, сделав их более привлекательными.

Если это решение состоится и у бюджета найдутся возможности, сможет ли МГУ принять плюс еще 50 или 100 процентов студентов из-за рубежа, если будет соответствующее финансирование чисто логистически? Каковы ресурсы в количестве аудиторий, мест в общежитиях, преподавателей, которые могут вести обучение иностранных студентов?

Садовничий: Здесь непочатое поле. Так сложилось, что сейчас МГУ не получает по этой линии ни копейки. Все, что мы делаем, мы делаем за свой счет. Мы связываемся с посольствами и оформляем молодых людей по так называемой гослинии (это дает юридическую возможность оформить их в виде студентов), а потом платим из своего бюджета за обучение. Конечно, это маленькая плата, это просто стипендия.

Если бы были решены вопросы о квотах и было бы обеспечено достаточное финансирование, Московский университет смог бы принять и три, и пять тысяч студентов. У нас огромные кампусы, мы много построили, и мы могли бы принимать этих ребят, но, безусловно, их надо поддерживать бюджетом, иначе мы будем за счет уже наших ребят и той стипендии, что есть, учить иностранных студентов.

Мы пошли, учитывая все это, немножко другим путем. Мы создали за рубежом пять филиалов. В этих пяти филиалах учатся три с половиной тысячи иностранных студентов. Это выход из того положения, в которое мы попали. Мы не хотели обрывать связь с другими странами и понимали, что мы не можем принять 3,5 тысячи, поэтому создали пять филиалов. Там ребята учатся за счет тех государств, где созданы эти филиалы.

Косачев: Какие это государства?

Садовничий: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и Украина (Севастополь).

Косачев: Плюс к этому, если я не ошибаюсь, есть еще совместные университеты, например, с Киргизией?

Садовничий: С Киргизией форма такова: Российско-киргизский университет, его курирует Министерство образования. Это не Московский университет.

Сейчас мы на пути создания еще своего филиала - в Армении. Кроме того, у нас есть представительство в Соединенных Штатах в SUNY (The State University of New York), есть представительство в Китае (Институт Ломоносова в Китае), взаимодействие Японии. Таким образом мы расширяем связи.

Косачев: Виктор Антонович, продолжим разговор о зарубежных студентах, которые учатся в России либо в ваших филиалах в пяти странах СНГ. Очень важная тема - это контакт с выпускниками. Может быть, она уже не столь интересна самому высшему учебному заведению (хотя не буду говорить, что она абсолютно неинтересна ему, и, думаю, вы сейчас об этом скажете), сколько интересна государству, которое через этих выпускников получает возможность не только продвигать информацию об успешных образовательных проектах, но и опираться на эту, весьма многочисленную, диаспору.

По самым скромным подсчетам, уже более миллиона выпускников советских и российских вузов проживают за рубежом. Это очень серьезные партнеры и опора для России для ее любых внешнеполитических, экономических, гуманитарных и других начинаниях.

Как построена эта работа в МГУ? Вы видите, знаете своих выпускников? Что происходит с ними после того, как они уезжают к себе домой? Насколько они тянутся к тому, чтобы сохранять свои контакты с МГУ?

Садовничий: Вы подняли очень важный вопрос. Я немного похвастаюсь. Я хочу сказать, что среди выпускников Московского университета (упомяну только тех, кто или действует или недавно был действующим - без обращения к нашей истории, она очень большая) Николай Азаров - премьер-министр Украины, Фидель Кастро Диас-Баларт - советник президента Кубы, он возглавляет Государственный совет этой страны.

Санжийн Баяр занимал пост премьер-министра Монголии, Станишев был премьер-министром Болгарии. Нино Бурджанадзе - наша выпускница. Можно продолжить этот ряд замечательных выпускников.

Конечно, связь с выпускниками - важнейшее направление работы. Я хочу отметить прежде всего прямые связи - это Ассоциация выпускников Московского университета в других странах. Наиболее блестящей является DAMU - ассоциация выпускников Московского университета в Германии. Это мощнейшая организация, она самодостаточная, собирает свои съезды, конференции, приглашает нашу профессуру, приезжает на любое наше событие.

Косачев: В основном это люди, которые в советское время приезжали к нам на учебу из ГДР, или это постоянно пополняемая группа?

Садовничий: Да, основа та самая, но она постоянно пополняется. Подобная организация есть в Австралии, также есть организации выпускников, хотя и не такие мощные, в ряде других стран. Другие российские университеты, кроме РУДН, где их по определению больше, не имеют таких устойчивых ассоциаций, связей за рубежом. Я не хочу обидеть другие вузы - я говорю о мощной системе.

Кроме того, ежегодно в Московском университете проводится форум "Ломоносов". Форум "Ломоносов" - это многодневная конференция, она идет примерно пять дней, на нее приезжают тысячи выпускников из зарубежных стран. Они выступают, общаются, находятся в Московском университете. Форум "Ломоносов" проводится уже лет 15, и ежегодно на него приезжают тысячи иностранных участников. Эта цифра постоянно растет.

Очень сильное движение - это Форум творческой и научной интеллигенции. Он общероссийский, я имел честь стоять у его истоков. Тогда Сергей Лавров, я и Михаил Швыдкой стояли у истоков первого форума. Теперь он стал постоянным и регулярно проходит в разных странах. Последний раз он был в Туркмении, это был национальный праздник этого государства с участием президента. Как правило, эти форумы тоже собирают наших выпускников.

Также есть съезды, которые проводили вы. Например, Съезд выпускников российских вузов в 2003 году проходил в Московском университете. На этом мероприятии очень много наших выпускников. В прошлом году я выступал в Колонном зале, видел своих выпускников. Они с удовольствием приезжают на съезды выпускников российских вузов.

Косачев: Насколько вы освоили современные технологии дистанционного обучения? Каковы возможности? Что может предложить зарубежным студентам Московский университет?

Садовничий: Совсем недавно мы провели дистанционную олимпиаду "Ломоносов", в ней участвовали несколько тысяч людей, говорящих по-русски. Была дистанционная олимпиада по русскому языку. Две недели назад мы дистанционно вручали дипломы победителям, тысячам участников этого форума.

Кроме того, вместе с Россотрудничеством проходят культурно-лингвистические форумы, мы подводим итоги, вручаем дипломы. На последнем в Доме культуры МГУ вы были. Это очень модное движение, и тысячи наших выпускников, те, кто знает русский язык, участвуют в них.

Дистанционные технологии очень распространены. Не говорю уже о том, что в филиалах есть значительная часть общения с ведущими учеными, не входящая в программу - мы что-то даем дистанционным способом. Так же мы принимаем экзамены. Экзамены пишутся на месте, но сбрасываются в ту же секунду в Московский университет, все проверяется и дистанционно отправляется обратно.

Косачев: На сайте университета можно найти информацию о том, как воспользоваться этими услугами? Наши радиослушатели, заинтересовавшись этим, найдут соответствующие возможности.

В последнее время наделала много шума инициатива Министерства образования разделить вузы на эффективные и неэффективные. У меня нет сомнений в месте в этих рейтингах Московского университета - оно высшее. Но как вы относитесь к самой идее укрупнения университетов, ликвидации неэффективных вузов?

Садовничий: Да, рейтинги разные. Очень мощный рейтинг провел "Эксперт". Это рейтинг, который оценивал наши университеты. По нему Московский университет занял первое место, но это единственный рейтинг, где важным критерием является именно качество образования, а не, например, количество работающих нобелевских лауреатов.

Что касается мониторинга, то безусловно, наша система образования в результате 1990-2000-х годов очень сильно трансформировалась. На мой взгляд, получились перекосы, которые не добавляют авторитета нашей системе образовании. Я имею в виду тысячи филиалов, причем иногда они создаются по непонятным принципам в непонятных местах. Безусловно, обеспечить высокий уровень преподавания в этих филиалах нельзя, однако там выдаются дипломы.

Косачев: Это скрытая формула выписывания фиктивных дипломов о высшем образовании за соответствующие деньги.

Садовничий: За рубежом это понимают и знают. Кроме того, почти все наши вузы были преобразованы в университеты, иногда не имея для этого соответствующей базы и, самое главное, потенциала преподавания. Естественно, эта ситуация нуждается в улучшении. В целом указание Владимира Владимировича Путина состояло в том, чтобы разобраться в этом вопросе и повысить качество образования.

Безусловно, это правильное решение. Но, к сожалению, на мой взгляд, мы не избежали того, что делает зарубежные рейтинг - мы очень технократизировали сам подход, ограничив число параметров, по которым вуз признается эффективным или неэффективным. Но и это не беда. Я считаю, что неверно то, что картина по эффективности вузов была опубликована сразу же - без обсуждения. Я настаивал на обсуждении. Так и вышло - из 130 опубликованных вузов с признаками неэффективности осталось около 25 вузов. Но остальные сто пострадали.

Я считаю, что в дальнейшей работе надо расширять критерии, видеть качество образования, понимать глубину происходящего. Кроме того, надо обсудить с экспертным сообществом, с регионами. Наша система сложна так же, как устройство страны, она очень регионально зависима, есть регионы Северного Кавказа, есть регионы, которые нуждаются в поддержке.

В этом смысле моя твердая позиция состоит в том, что мы должны очень тщательно обсуждать критерии и, посмотрев эту картинку, начать обсуждать результат. Только тогда, когда будет найден консенсус, следует объявлять о решении.

Косачев: Спасибо, Виктор Антонович. К сожалению, время нашего эфира истекло. В студии был Виктор Антонович Садовничий - ректор самого известного, самого авторитетного и самого сильного российского университета, МГУ. Мы говорили о планах развития высшего образования в России, о реформах, которые сейчас там предпринимается и, разумеется, о том, как МГУ может участвовать в международных образовательных программах, которые так нужны современной России.

И, как всегда, с вами в этой студии был я, глава Россотрудничества, спецпредставитель президента по связям с государствами-участниками СНГ Константин Косачев.