Вдохновение по средам
08.09.2009
Источник: МОСКОВСКАЯ ПРАВДА,
Виола ЕГИКОВА
Если вообразить, будто научные озарения происходят благодаря некоей магической формуле, можно было бы сказать, что в ФИАНе давно владеют такой тайной. Этот прославленный институт, чья история восходит к знаменитой Кунсткамере, созданной 285 лет назад по указанию Петра I при Академии наук в Санкт-Петербурге, подарил миру такое количество блистательных имен и выдающихся научных работ, что впору и вправду поверить в волшебные стены. Впрочем, если понимать сказанное не буквально, а как образ, все становится на свои места. Ибо научные школы, отличающие российскую науку, - это и есть те самые «волшебные стены», которые помогают делать революционные открытия.
Физический институт имени П. Н. Лебедева РАН, недавно отметивший 75 лет своего существования в новом качестве, гордится великими учеными и замечательными исследованиями. Гордится по праву, недаром из этого научного центра вышли семь отечественных нобелевских лауреатов. Но без волшебства тем не менее не обошлось. Так по крайней мере считает организатор и бессменный председатель Клуба камерной музыки ФИАН, ведущий научный сотрудник института и генеральный директор Вердиевского оперного общества России Виктор Михайлович Каслин. Сделать открытие в теоретической физике, опираясь лишь на логическое мышление и обширные знания, невозможно, говорит он, здесь, как и в искусстве, нужна еще интуиция, нужен нерв, необходимо особое состояние психики, которое ведет мысль ученых тайными тропами к вдохновению. А что еще способно так настроить психику, как не музыка? Вот и получается: физики приходят на эти концерты за вдохновением.
Может, и так. Неслучайно же физики - тому немало примеров - они же и самые отчаянные лирики, несмотря на все споры по этому поводу. А потому идея создания Клуба камерной музыки в ФИАНе оказалась по-настоящему счастливой, иначе не работала бы она с таким успехом вот уже три с половиной десятилетия. Правда, успех определили еще несколько условий. Во-первых, личность организатора клуба. Без энтузиазма Виктора Каслина, в котором равно уживаются любовь к физике и к музыке, счастливая судьба клуба скорее всего и не сложилась бы. Неслучайно среди западных музыкантов бытует неформальное название клуба - «Каслин-холл».
Но чтобы понять историю этого успеха, надо обязательно сказать еще и «во-вторых», «в-третьих» и так далее. Хотя бы потому, например, что клуб не состоялся бы и без столь преданной публики, которая неизменно приходит на концерты в огромный колонный зал Физического института. Не было бы клуба и без такого отклика музыкантов, всегда с готовностью принимающих приглашение физиков и выступающих перед ними бесплатно, концерты эти фактически благотворительные. Замечу, что речь нередко идет о звездах такой величины, чьи выступления во всем мире оцениваются немалыми гонорарами, приглашать этих музыкантов почитают за честь самые престижные концертные залы планеты. И вот они, эти знаменитости, всегда стараются выкроить «окно» в программе своих выступлений, чтобы приехать в овеянный славой особняк на Ленинском проспекте и встретиться с его обитателями. Недаром все-таки он хранит рояль Сергея Рахманинова...
Кто только не выступал в этом красивом зале с его удивительной акустикой, пригодной не только для проведения симпозиумов и теоретических конференций! Геннадий Рождественский, Михаил Плетнев, Лучано Паваротти, Гидон Кремер, Константин Орбелян, Александр Ведерников- старший, Николай Петров, Леонид Коган, Артур Эйзен, Эдиссон Денисов, Виктор Пикайзен, Грейс Брейм, Владислав Пьявко, Фьюренца Коссотто, Юрий Башмет, Альфред Шнитке...
Последний, между прочим, написал музыку специально для клуба - «Кончерто гроссо №1». По заказу клуба, кстати, была написана и музыкальная пьеса Ивана Соколова, посвященная замечательному физику и легендарной личности, академику Евгению Львовичу Фейнбергу...
Есть в истории клуба и такие страницы, которые особенно памятны музыкантам. Первое публичное выступление оркестра «Виртуозы Москвы», например, состоялось именно здесь, в Лебедевском институте, о чем всегда с благодарностью вспоминает Владимир Спиваков. Помнит о своем первом выступлении на сцене ФИАНа и всемирно известный бас Михаил Светлов (в прошлом известный как солист Большого театра Михаил Крутиков), ныне живущий в Нью-Йорке и выступающий в главных партиях в крупнейших оперных театрах мира. Много лет назад он впервые пел перед физиками накануне своей поездки в Италию, где ему предстояло принять участие в сложнейшем, престижнейшем конкурсе вокалистов. Обладатель потрясающего баса из России завоевал в Италии всеобщее признание и потом часто повторял то ли в шутку, то ли всерьез, что путь к лаврам лауреата лежит через сцену Физического института имени Лебедева.
Эту давнюю историю Михаил Светлов еще раз с благодарностью поведал со сцены ФИАНа совсем недавно, когда специально прилетел в Москву из НьюЙорка ради концерта в честь юбилея Лебедевского института и по случаю закрытия IV Международной Сахаровской конференции. Надо было видеть, какими овациями встречали в ФИАНе звезду мировой оперы, как утопала в цветах сцена, откуда всего пару часов назад звучали сообщения физиков- теоретиков.
Михаил Светлов заслужил такой восторженный прием не только великолепным голосом, которым владеет мастерски, не только феноменальным «шаляпинским » артистизмом, но и программой, которую привез в ФИАН: помимо оперных арий и классических романсов, он исполнил сатирическую мини-оперу Дмитрия Шостаковича Антиформалистический раек». Это сложнейшее произведение, исполняющееся у нас крайне редко, - своеобразный ответ великого композитора на события 1948 года, когда в нашей стране начались гонения не только против различных направлений науки, но и современной музыки. Как отметил певец, произведение впервые прозвучало в зале, в котором не раз выступал академик Андрей Дмитриевич Сахаров – поборник интеллектуальной свободы.
Выступление Михаила Светлова, кстати, открыло седьмую сотню концертов, организуемых Клубом камерной музыки каждую вторую и четвертую среду месяца. В архиве «Каслин-холла » уже 600 афиш. На них значатся не только знаменитости (как названные выше, так и, например, Элисо Вирсаладзе, Государственные квартеты имени Бородина, Прокофьева, Шостаковича, Государственный камерный хор под управлением Владимира Минина, «Музыка вива» Александра Рудина, «Кантус фирмус» Александра Хургина), но и дебютанты: к физикам вместе со своими педагогами приезжают студенты и выпускники музыкальных училищ. Когда-то точно так же приезжали в гости к физикам молодые исполнители, ныне известные всему миру музыканты Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Александр Мельников, Николай Луганский и многие другие.
Трудно найти страну с развитой культурой классической музыки, откуда не приезжали бы с концертами в «Каслин-холл», заявки на безвозмездное выступление шли и идут от прославленных музыкантов постоянно. Приезжали в клуб и ведущие солисты La Scala, а также руководство этого оперного театра. Нередки случаи, когда музыканты собирались в Москву исключительно ради выступления в Клубе камерной музыки ФИАНа, как это было и с Михаилом Светловым. Музыканты приезжают, чтобы дарить физикам вдохновение. Но и они сами приезжают за вдохновением. Потому что стены этого института - право, в это несложно поверить - и в самом деле волшебные.