http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ef2f0148-cb82-402a-bdfa-abadc2f53035&print=1© 2024 Российская академия наук
Вероятно, создаваться они будут на базе действующих вузов и академических институтов. Согласно первоначальным проектам, в Сибирском Федеральном округе планируется объединить 7 вузов Красноярска. В ЮФО: либо 7 вузов Ростова-на-Дону, находящихся в введении Рособразования, либо, согласно второму проекту - все вузы Ростовской области.
Как Вы считаете, каких результатов можно ожидать от этого объединения?
Оправданы ли опасения о том, что так будет утеряна независимость вузов, традиции, а вместе с ними и научные школы? Не станет ли это механическим объединением, которое приведет к сокращению контингента учащихся и работников, к нивелированию вузов?
Какой должна быть новая схема альянса, на Ваш взгляд?
Опасения действительно есть. Механическое объединение нескольких разъединенных в пространстве вузов в один большой университет, да еще и без кампуса, скорее всего не вызовет никакого синергетического эффекта. В этом случае, браться за реализацию идеи Национального университета не целесообразно. Насколько я знаю, как в Ростове, так и в Красноярске на этот счет нет единого мнения. Вузы опасаются потерять свою самостоятельность, свои научные школы, существует угроза сокращения числа студентов. Но самая большая проблема - нет ясной концепции Национального университета. Критерии, которые мы вырабатывали на семинаре в г. Химики осенью этого года, очень общие. Например, один из критериев - доля иностранных студентов должна составлять 20%-30% от общего количества обучающихся. Соответственно столько же должно быть и иностранных преподавателей из стран-доноров. В существующем варианте проекта есть одна "завиральная идея", что с помощью подготовки иностранных специалистов мы сможем улучшить демографическую ситуацию в стране. Я не совсем ясно могу представить, как соотнести высокий уровень преподавания нашего педагогического состава, сложные программы и курсы, с уровнем первоначальной подготовки студентов из стран "третьего мира".
Как мне кажется, прежде всего, необходимо определить миссию Национального университета. На семинаре в Химках, я настойчиво интересовался у руководства Министерства образования и науки, какова основная цель этого проекта. Точной формулировки там так и не было произнесено. Было высказано много предположений, из которых я для себя сформулировал, что Национальный университет должен быть форпостом науки, образования, искусства и культуры региона или страны - вот его первостепенная миссия.
В Сибирском федеральном округе решение о создании Национального университета было принято на уровне Министра образования и науки и губернатора Красноярского края. Никакого конкурса на создание такого университета не объявлялось, а выбор Красноярска, как было сказано, обусловлен геополитическим решением. Если мы не хотим потерять Сибирь, то нам нужно от Владивостока до Новосибирска включительно разместить Национальные университеты в таких городах как Хабаровск, Иркутск, Красноярск. Такие университетские центры станут пограничными форпостами, которые будут притягивать молодежь, и в конечном итоге, определять культуру и направление развития данного региона. Если генеральная идея будет именно такая, то на этот проект понадобится гораздо больше времени и средств, чем в данный момент определено Министерством образования и науки.
Хочу отметить, что подобный проект национального масштаба уже решался и был воплощен в ходе создания Сибирского отделения РАН и Новосибирского государственного университета. Наш университет готовит научных сотрудников не только для Новосибирского научного центра, но и для Красноярского научного центра, а также других городов Сибири и Дальнего Востока вплоть до Петропавловска. Проект НГУ - СО АН СССР национального масштаба стоил примерно 2-3 млрд. долларов по тем временам. Система "Университет - Новосибирский научный центр" обеспечила более-менее успешное прохождение кризисного 15-ти летнего этапа 90-х годов прошлого века. Поскольку у нас учебный процесс и наука связаны на 90%, то практически все научные школы сохранились. У нас в новосибирском Академгородке, на сравнительно небольшой территории, расположены 38 институтов Сибирского отделения РАН, где студенты проходят практику, НГУ, студенческий городок - эти обстоятельства поддерживают постоянный синергетический эффект.
Академгородок - это не какой-то узкий парк, а настоящая мультидисциплинарная структура, научная среда, где представлены практически все науки - информационные технологии, химия, биология, физика, механика и т.д. Именно поэтому научные исследования и проекты у студентов и сотрудников институтов СО РАН ведутся на междисциплинарном уровне. Иногда для работы в одном проекте объединяются по 5-6 институтов и разных лабораторий. В этом смысле, я бы делал проект национального университета по образу и подобию Новосибирского научного центра.