http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ef6b83db-3107-4875-a6c4-c849ad5d3561&print=1
© 2024 Российская академия наук

Гены, ранний старт и нестабильная психика. Верны ли стереотипы о гениальности?

14.12.2021

Источник: ТАСС НАУКА, 14.12.2021, Антон Солдатов



Правда ли, что выдающиеся способности идут "в комплекте" с психическими расстройствами? Будет ли одаренный ребенок успешным — зависит от генов или воспитания? Можно ли взрастить в человеке исключительные способности? Разбираемся, что говорят исследователи

При слове "гений" кому-то представляется пожилой Эйнштейн с высунутым языком. Кому-то — пятилетний Моцарт, выдающий виртуозные пассажи на клавесине. А кому-то — Григорий Перельман в поношенном пиджаке и трениках, решивший математическую "задачу тысячелетия". Есть ли у одаренных людей что-то общее? Считается, например, что они сложны в общении, имеют странные интересы и часто бывают не в ладах с собой. Многие стереотипы об одаренности не подтверждаются научными данными. Мы решили разобрать некоторые из них.

Одаренность — врожденное свойство

XIX век. Сельская глушь. Отец, сбиваясь, пересчитывает мелкие монеты вслух, чтобы не запутаться в цифрах. И вдруг его поправляет сидящий рядом трехлетка-сынок — будущий обладатель титула "король математиков", великий Иоганн Карл Фридрих Гаусс. Позже он вычислит собственную дату рождения, попутно разработав метод определения даты Пасхи на любой год. И таких историй немало. Часто феноменальные способности настолько отличаются от заурядных, что кажется — они проявятся в любой ситуации. Но это не совсем так.

Исследования не дают однозначного ответа на вопрос, что важнее в каждом конкретном случае — генетика или благоприятные условия жизни. У выдающихся спортсменов могут быть удачные генетические варианты, управляющие, например, окислением глюкозы в мышечных клетках или ростом кровеносных сосудов. Это, безусловно, даст им преимущество в определенном виде спорта. А вот с умственными способностями сложнее. Ученые считают, что в 50–80% случаев высокий интеллект наследуется (похожая ситуация и с музыкальными способностями). Но генов, которые связаны с интеллектом, известно больше 500. Соотнести конкретную комбинацию с успехами, скажем, в программировании пока не удается.

Помимо генетики, есть еще и эпигенетика — факторы, которые определяют активность того или иного гена. И здесь, по-видимому, ограничения среды скорее играют против человека. Если потенциал есть, его чаще удается реализовать тем, кто растет в условиях изобилия и широты возможностей. Психолог Эрик Туркхаймер, много лет изучавший различия между близнецами из разных социальных страт, обнаружил, что в самых бедных семьях генетическая предрасположенность почти не влияла на уровень способностей. А вот в обеспеченных семьях влияние генов оказалось около 60%.

Психолог, специалист по детской одаренности Александр Савенков обращает внимание, что почти все нобелевские лауреаты в области науки происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов. Среди их родителей почти не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах. Они характеризовали свое детство как "счастливое". А вот в семьях лауреатов-литераторов чаще наблюдалась противоположная картина: их ранний жизненный опыт был более драматичным. В их биографиях было больше трагических событий, около 30% из них жили в семье с одним родителем или в разорившейся семье.

Одаренные люди — это вундеркинды

Есть много примеров людей, чьи выдающиеся способности открывались очень рано. Это фиксируют их биографии, воспоминания и письма родственников и друзей. Так, сэр Фрэнсис Гальтон, один из создателей теории интеллекта, научился читать в два года, свободно говорил на латыни и греческом к пяти годам и решал квадратные уравнения в восемь лет. Блестящий математик и один из создателей первого программируемого компьютера Джон фон Нейман умел делить в уме два восьмизначных числа в шесть лет. Джон Стюарт Милль, Моцарт, Блез Паскаль — все это примеры гениев, чьи способности обнаружились очень рано.

Однако есть и примеры позднего расцвета. Маленький Эйнштейн казался учителям и родным интеллектуально ограниченным ребенком. Его сестра Майя рассказывала: "У него были такие трудности с языком, что окружающие боялись, что он никогда не научится говорить". Один из преподавателей предсказывал, что он никогда не достигнет многого. Томаса Эдисона, страдавшего дислексией, разочарованный учитель назвал "заблудшим". Чарльз Дарвин в ранней юности не выделялся особенным интеллектом, хотя спустя два десятилетия стал одним из выдающихся мыслителей своего времени.

Канадский психолог Франсуа Ганье предложил идею катализаторов — факторов, которые способствуют раскрытию заложенных в человеке способностей. Первый — личностные качества, такие как открытость новому опыту, усердие и высокая мотивированность. Второй связан с возможностями удовлетворить свой интерес, поощрением со стороны семьи, друзей и учителей. Третий — со случайными жизненными событиями, которые могут дать толчок самораскрытию. Это может быть переезд, встреча с выдающимся учителем, влюбленность или путешествие.

Можно проследить, как действуют эти катализаторы, на примере Эйнштейна. Из его воспоминаний, писем и интервью мы знаем, что еще в детстве ему было присуще огромное интеллектуальное любопытство. Он также оставался верным своему способу мышления. Обучение в мюнхенской гимназии почти не затронуло его уникального взгляда на мир: будущий физик мыслил образами, а не словами. При этом были и другие катализаторы. Сам Эйнштейн вспоминал, как в возрасте четырех-пяти лет отец дал ему компас. Позже он получил от дяди книгу по геометрии, за которой мальчик проводил многие часы.

Одаренных детей ждет успех в будущем

Мы знаем имена Моцарта, Бетховена, Паскаля, Менделеева — и все это подтверждение того, что детская одаренность может расцвести во взрослом возрасте, а ее обладатель станет великим человеком. Но есть и обратные примеры. Например, советский вундеркинд Паша Коноплев, уже в шесть лет демонстрировавший результаты теста IQ в 142 пункта (выше, чем у большинства взрослых), скончался в 29 лет, не оставив после себя ничего существенного.

Несмотря на распространенную поговорку "талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами", именно талантливые люди чаще всего испытывают недостаток поддержки. Об этом, например, говорят результаты многолетнего исследования математически одаренной молодежи, проводившегося в США с 1971 года. Его авторы отслеживали судьбу 5 тыс. умнейших детей Америки на протяжении 45 лет. Их выводы говорят о том, что детям с исключительными дарованиями учителя часто уделяют меньше внимания.

По мнению авторов, система образования больше заточена на поддержку "проблемных" учеников, а не на раскрытие успешных. Если ребенок не может усвоить материал, из раза в раз получает плохие оценки, учителя обращают на него больше внимания. Напротив, те дети, которые легко решали самые сложные задачи, часто оказывались предоставлены сами себе. В результате их ум не получал должной тренировки и не развивался в полную силу.

Исследователи обнаружили, что у тех, кто форсировал обучение (например, заканчивал класс экстерном), было на 60% больше шансов получить патенты на изобретения и докторские степени и более чем в два раза больше шансов получить докторскую степень по сравнению с теми, кто учился линейно. Это касалось областей, связанных с наукой, технологией, инженерией или математикой.

Талант, если он есть в человеке, нуждается в бережной распаковке. "Если учителя замечают, что ребенок одарен, они должны позаботиться о том, чтобы должным образом стимулировать его, — размышляет один из авторов исследования, психолог Джонатан Вай. — Дети должны видеть свои пределы и как можно чаще удостовериться в том, что им по силам".

Одаренные люди психически неустойчивы

"Мысли о сверхъестественных существах пришли ко мне так же, как и мои математические открытия. Поэтому я принял их всерьез". Это слова Джона Нэша — выдающегося математика и нобелевского лауреата по экономике. В возрасте примерно 30 лет у него начали проявляться признаки параноидальной шизофрении. История его борьбы с недугом легла в основу фильма "Игры разума" с Расселом Кроу.

Можно вспомнить немало случаев, когда психические расстройства шли рука об руку с одаренностью и даже гениальностью. Эрнест Хемингуэй, Роберт Шуман, Эмили Дикинсон, Винсент Ван Гог, Фридрих Ницше — список можно продолжать. Не считая тех творческих людей, которые поддались алкоголизму и другим зависимостям. С другой стороны, вполне возможно, что это просто иллюзия. Выдающихся людей мало, и нам может казаться, что расстройства встречаются у них чаще, просто потому, что выборка маленькая.

Например, в 1998 году группа ученых проанализировала данные сразу 29 исследований на эту тему. В 15 из них авторы не нашли никакой связи, в девяти — нашли, в пяти результат оказался неясным. В то же время эти работы искали только признаки статистической связи — например, диагноза и результатов теста на интеллект. Они не копали глубже — не пытались понять, есть ли причинно-следственная связь в случаях, где связь все же была выявлена.

Если пойти от обратного — взять людей с определенными расстройствами, — можно заметить, что в этих группах действительно много незаурядных людей. Например, люди с расстройствами аутического спектра часто демонстрируют большие таланты к математике, музыке и изобразительному искусству.

Нейробиологи полагают, что особенности определенных патологий могут делать человека более склонным к интеллектуальным и творческим порывам. Например, мозг человека, страдающего шизофренией, может порождать парадоксальные идеи. Хотя ему труднее структурировать эти идеи, направить их в нужное русло. При биполярном расстройстве человек может ощущать периоды невероятной энергии и продуктивности — но они сменяются периодами затяжной депрессии. При легких формах аутизма характерны устойчивые интересы, зацикленность на одной теме — что тоже может быть важно для прорывных результатов.

Но связь может проявляться и в другой форме: некоторым одаренным детям из-за своего стиля мышления труднее вписаться в коллектив. Психологи Даубер и Бенбоу сравнили одаренных подростков с обладателями средних способностей по показателям социальных отношений и обнаружили существенные различия. Чрезвычайно одаренные школьники считали себя более замкнутыми, заторможенными и непопулярными. В большей степени это касалось детей с математической одаренностью.

По мнению авторов, психическая нестабильность может быть связана с тем, что сама среда с ее требованиями и ожиданиями нередко игнорирует, отторгает и обесценивает одаренных детей. Это может вызвать у них ощущение, что мир слишком жесткий и даже жестокий, а их особенности — не подарок, а скорее препятствие, из-за которого они не могут вписаться в коллектив, обрести друзей и любовь.

Одаренность можно взрастить с помощью правильного воспитания

В некоторых случаях одаренность четко связана с особенностями мышления, которые проявляются очень рано. Например, в одном исследовании, посвященном детям, которые отлично умеют быстро и точно производить сложные умственные вычисления, было обнаружено, что во время расчетов их мозг работал иначе, чем у большинства людей. В другой работе 2014 года психологи изучили 18 одаренных детей (пять из них были прирожденными художниками, восемь — музыкантами, пять — математиками). Все участники показали чрезвычайно высокие результаты в тестах на рабочую память.

Но особенности мыслительных процессов не всегда играют решающую роль. В недавней работе авторы проанализировали почти 8 тыс. участников разных исследований одаренности. Их интересовали черты личности, которые доминируют у этих людей, — если вообще может быть что-то общее. Для этого специально отбирали те исследования, в которых участники проходили тест "Большая пятерка" — на выраженность таких черт, как невротизм, экстраверсия, добросовестность, доброжелательность и открытость новому опыту.

Оказалось, что чертой, которая встречалась в тестах чаще, была открытость опыту. В отличие от объема рабочей памяти или музыкального слуха, это качество можно развить упражнениями. "Исследования показывают, что можно изменить личность в желаемом направлении", — пишет психиатр Грант Бреннер в журнале Psychology Today. Многие образовательные подходы включают развитие воображения, творческих способностей и нестандартного мышления.

А вот стремление родителей создать из ребенка гения с помощью специальных методик может дать обратный эффект. Одаренные дети часто развиваются быстрее сверстников за счет собственной активности. Родители могут только поддержать их успехи. А вот внешние усилия, которые идут вразрез с интересами ребенка и его готовностью воспринимать информацию, могут навредить.

Пример трудной судьбы гениев "домашнего изготовления" — Уильям Сайдис. Родители Уильяма посвятили почти все свое время воспитанию сына. У него явно были незаурядные способности — например, в 18 месяцев он мог читать газеты. Однако с первых лет жизни у Уильяма не было почти ни одной свободной минуты — его постоянно пичкали знаниями. Отец даже пытался подвергать его гипнозу, чтобы знания лучше откладывались у мальчика в голове.

В 12 лет Уильям пережил первый — но не последний — нервный срыв. Истерики, психозы и панические атаки будут мучить его многие годы. Благодаря настойчивости родителей Уильям с отличием окончил Гарвард в 16 лет. Ему прочили блестящую математическую карьеру. Но Сайдис забросил науку — работал простым бухгалтером, давал уроки математики и избегал повышенного внимания к себе. В 46 лет он умер от инсульта.

"Если ребенку нравится то, что он делает, а родитель предлагает способы развития в этой сфере, то это отличный тандем, — отмечает психолог Павел Жевнеров в интервью для ТАСС. — Другое дело, если ребенок имеет способности, но пользуется ими, потому что его заставляют, потому что родителю обидно их не использовать, — тогда это будет для ребенка стрессом, который даст свои отсроченные последствия в будущем".