Молекулярно-генетические исследования выявили новую линию древнего человека – он жил на Алтае около 40 тысяч лет назад

30.03.2010

Источник: Эхо Москвы, Марина Аствацатурян

У микрофона Марина Аствацатурян! Группа археологов под руководством академика Анатолия Деревянко и Михаила Шунькова, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, обнаружили в 2008 году в алтайской пещере Денисова кости фаланги пальца древнего человеческого существа. Пещера эта, сохранившая много археологических слоев, которые уходят вглубь на 100 тысяч лет, знаменательна также тем, что здесь в изобилии находили каменные орудия, произведенные как неандертальцами, так и древними людьми нашего вида. Кости гоминин, найденные российскими учеными в 2008 году, залегали в слое, который радиоуглеродный метод датирует периодом от 48 тысяч до 30 тысяч лет назад. Однако они были слишком фрагментированы, чтобы по ним можно было идентифицировать вид раннего человека. Известный палеогенетик-эволюционист Сванте Пээбо (Svante Pääbo) с коллегами из Института Эволюционной Антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig, Germany), располагая 30-милиграммовым образцом кости из пещеры Денисова, получили всю последовательность ДНК митохондрий того древнего гоминина. При этом был использован метод, разработанный Пээбо специально для анализа древних ДНК. Этим методом уже расшифрован геном неандертальца и доисторических современных людей. Митохондриальная ДНК неизвестного древнего человека из пещеры Денисова содержит 16 569 пар нуклеотидных оснований, которые сопоставили с митохондриальными геномами 54 людей, живущих в настоящее время в разных частях света, такой же ДНК современного человека, жившего на территории России 30 тысяч лет назад, и шестью митохондриальными геномами неандертальцев. Результаты сравнения оказались ошеломляющими – их публикует журнал Nature (25 March, 2010).

Тогда как неандертальцы отличаются от современных людей в среднем по 202 позициям нуклеотидов, или «букв» митохондриального генома, гоминин из пещеры Денисова отличается от современного человека в 385 позициях и от неандертальца в 376. При расширении сравнительного анализа до сравнения митохондриальной ДНК неизвестного вида гоминин с таковой шимпанзе и бонобо ученые установили, что 1 миллион лет назад новоявленный человеческий вид имел общего предка с неандертальцами и современными людьми. В попытках угадать, к которому из известных видов человека его можно отнести, ученые пришли к выводу, что ни к одному. Для Homo erectus он жил в Азии слишком поздно – Человек прямоходящий пришел на материк около 1 миллиона 800 тысяч лет назад, для Homo heidelbergensis, который появился в Африке и в Европе около 650 тысяч лет назад, слишком рано – он не успел добраться до Азии к тому времени, каким датируется находка. Имели место еще две миграции – неандертальцев, которые покинули Африку от 300 тысяч до 500 тысяч лет назад, и непосредственных предшественников современных людей, Homo sapiens, которые прибыли в Азию 50-60 тысяч лет назад. Рабочей версией в настоящее время считается предположение о том, что новый вид человека из пещеры Денисова появился в Евразии после Homo erectus, но до неандертальцев, возможно, спустя пару сотен тысячелетий после их расхождения от общего предка. Человек из пещеры Денисова, которого исследователи пока что называют Hominin X, похоже, сосуществовал с неандертальцами и ранними современными людьми.