http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f0923c8c-989f-405b-a0de-0693aa87ae48&print=1
© 2024 Российская академия наук

Стоп-­машина

10.02.2012

Источник: Поиск, Надежда Волчкова

Где застряли зарплаты сотрудников РАН?

Первое в наступившем году заседание Совета директоров институтов РАН состоялось раньше установленного срока. В ходе экстренного сбора шла речь о задачах, связанных с изменением статуса Академии наук и подведомственных ей учреждений и механизма их финансирования. Как известно, с 1 января 2012 года академические структуры стали государственными бюджетными учреждениями, финансирующимися уже не по смете, а посредством субсидий ­ государственных дотаций на обеспечение целевых расходов.

Из-­за сложностей переходного периода большинство сотрудников РАН больше месяца не получали зарплату, хотя деньги из бюджета на счета академии поступили вовремя. Объясняя ситуацию, начальник Финансово­экономического управления РАН Эвалд Антипенко отметил, что основная масса институтов центральной части РАН и все организации региональных отделений академии за короткое время выполнили условия, необходимые для получения бюджетных денег. К концу января они зарегистрировали изменения в своих уставах, оформили в налоговой инспекции необходимые справки, открыли новые лицевые счета в казначействе. Президиум РАН принял постановление об открытии академическим бюджетным учреждениям финансирования в размере 1/4 установленного годового объема до утверждения планов их финансово­хозяйственной деятельности на 2012 год и заключения с ними соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий.

Аванс сотрудники РАН не получили, но был шанс вовремя выдать хотя бы всю зарплату за январь. Но, как говорится, пришла беда, откуда не ждали: в конце месяца Минфин распорядился без указанных соглашений денег институтам не выдавать. Несложная, на первый взгляд, операция по оформлению и пересылке этих документов затормозила отправку средств еще на несколько дней. Соглашения с подписями и печатями обеих сторон ­ РАН и института ­ необходимо было отсканировать и в электронном виде переслать в казначейство, где их принимала, по словам Э.Антипенко, “бездушная машина”. Строчная буква вместо прописной, перепутанные знаки препинания, ошибка в несколько рублей ­ и бумага отвергается, ее нужно полностью переделывать. Начальник ФЭУ РАН привел статистику: на первом этапе из 98 тщательно выверенных сотрудниками его управления соглашений казначейский компьютер принял всего 55.

Тем не менее основной массе институтов вместе с ФЭУ удалось эту стену пробить и выцарапать­таки деньги на зарплату и исследования в начале февраля. Впрочем, на этом их мытарства не закончились. Организации РАН получили только первую субсидию ­ на выполнение государственного задания по проведению фундаментальных исследований. Она предназначена для реализации планов научно­ исследовательской деятельности (включая зарплату работников), выплаты налогов, обеспечения деятельности особо ценных объектов.

Примерно таким же образом придется добывать еще два вида субсидий ­ на оказание государственных услуг (это относится к учреждениям социальной сферы) и на “иные цели”, а именно: на выплату стипендий студентам, аспирантам и докторантам, содержание специальных объектов из перечня Правительства РФ, проведение капитального ремонта недвижимого и особо ценного движимого имущества, ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам для покупки книг, ежегодное пособие аспирантам и докторантам на научную литературу.

Основные вопросы директоров были связаны с тем, из каких субсидий будут финансироваться те или иные статьи расходов, не упомянутые в федеральных и ведомственных нормативных актах. Например, за счет каких средств будут обеспечиваться президиумы научных центров, приобретаться научное оборудование, выплачиваться взносы в международные организации. Ответы были получены, но разъяснений, очевидно, потребуется еще немало.

Как уже говорилось, в этом году в порядке исключения средства на работу в первом квартале институтам были выделены до утверждения их планов научно­ исследовательской и финансово­ хозяйственной деятельности. Однако уже к началу второго квартала планы должны быть сверстаны, напомнил участникам заседания начальник Научно­ организационного управления РАН Владимир Иванов. Порядок разработки этих документов был принят Президиумом РАН в конце прошлого года. Их тематика должна соответствовать Программе фундаментальных исследований госакадемий на 2008­2012 годы, а также текущим программам Президиума и отделений РАН. В течение года планы могут корректироваться в установленном порядке. Если какой­ то научный сотрудник со своей темой не попадет в одну из так называемых тематических карт института, он не сможет получать зарплату из бюджетных источников.

О работе Управления внутреннего финансового контроля, которое год назад было создано в академии, рассказал руководитель этого подразделения Андрей Петров. Он сообщил, что управление занимается не только проведением ревизионных мероприятий, но и совершенствованием методической базы в области финансового контроля, ее адаптацией к новой системе финансирования РАН.

Важным элементом нового контрольного аппарата является и образованная в прошлом году Президиумом РАН Комиссия по правомерному, целевому и эффективному использованию финансовых ресурсов, которую возглавил вице­ президент РАН академик Александр Некипелов. В ее компетенцию входит рассмотрение итогов проверок, выявивших крупные финансовые нарушения, в том числе те, по которым предусмотрена административная или уголовная ответственность, и подготовка предложений руководству РАН о наказании виновных в этих ошибках или злоупотреблениях должностных лиц.

Кроме того, комиссия будет работать с жалобами академических структур, не согласных с актами проверок органов финансового контроля РАН, оценивая обоснованность предъявленных им претензий. Поскольку анализ показывает, что большинство выявляемых в ходе проверок нарушений однотипны и относятся к таким вопросам, как формирование штатных расписаний, реестров федерального имущества, арендных договоров, смет на ремонтно­ строительные работы, принято решение подготовить рекомендации по устранению причин этих упущений, включая корректировку ведомственных нормативных документов.