ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: СМЕСЬ БУЛЬДОГА С НОСОРОГОМ

06.03.2006

Источник: ФельдПочта, Владимир ВАРНАВСКИЙ, доктор экономических наук

В последние годы во власти активно обсуждается идея интеграции науки и образования, а точнее -создания на базе отечественных вузов научно-образовательных центров по типу американских университетов

Директивное "скрещивание" этих различных по своей природе сфер общества может привести к самым плачевным результатам и для Российской академии наук (РАН), и для все еще неплохой отечественной системы подготовки специалистов высшей квалификации.

Интеграция или взаимодействие?

В системе многообразных отношений современного общества сферы науки и образования играют основополагающую роль - и каждая в отдельности, и в совокупности. Но "интеграция науки и образования" и "взаимодействие этих сфер" - это два абсолютно разных процесса.

Первый означает союз, слияние, объединение в единое целое. Интеграл в математике - это сумма. А взаимодействие предполагает лишь обоюдное влияние, обмен, проведение совместных действий, мероприятий и т.п. В научной и образовательной сферах Советского Союза и России всегда и успешно осуществлялось взаимодействие. Оно продолжается, хоть и в меньшей степени, до сих пор.

Зачем интегрировать науку и высшую школу? Кто просчитывал возможные результаты и негативные последствия такой интеграции? Ведь эти сферы складывались в нашей стране веками. Они имеют свои традиции и по многим направлениям успешно конкурируют с западными научными и образовательными центрами. В СССР были одни из лучших в мире наука и высшая школа, которые функционировали автономно, но в тесном взаимодействии! Тогда существовала уникальная в мире, способная генерировать и материализовать научно-технические идеи система взаимосвязи теоретической науки, практики и образования в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Она-то как раз и должна сохраняться и приумножаться в интересах России и ее будущего.

Говоря о необходимости сохранения имеющейся системы взаимосвязи науки и образования, нельзя, конечно, исключить возможности новаций во взаимодействии науки и образования, то есть создания некоторых новообразований, которые бы в определенной степени совмещали педагогическую и научную деятельность. Такие относительно удачные, но единичные попытки были в Советском Союзе. Есть они и в современной России.

Когда в 1950-е годы формировалось Сибирское отделение РАН, академик М.А. Лаврентьев создал Новосибирский государственный университет как составную часть нового отделения. Но в последующем этот университет все равно стал главным образом образовательным учреждением, а исследовательская деятельность отошла на второй план.

Одной из современных попыток сращивания науки и образования является организация в 1992 году Высшей школы экономики, которая позже включила в себя систему научных институтов и центров (в настоящее время их семь). Это высшее учебное заведение создавалось чиновниками при активной поддержке либерального правительства Е.Т. Гайдара. Соответственно, до сих пор оно получает большое количество государственных контрактов на выполнение научных исследований и разработок, а также заказов из-за рубежа.

Но даже в этом показательном интегральном комплексе институты и факультеты объединены чисто условно. Институты ориентированы на выполнение прикладных исследований по заказам министерств и ведомств, коммерческих предприятий и банков, но научные работники не хотят, а во многих случаях и не могут читать лекции на современном уровне.

Совершенно очевидно, что подобные вузы не только создаются при активной помощи и содействии государства, но и обслуживают его интересы и потребности. Как правило, все рекомендации Высшей школы экономики соответствуют либеральной концепции развития. Если власть станет по каким-либо причинам "прохладной" к таким вузам, они в условиях бесплатного высшего образования (хотя бы частичного) не выживут. Кроме того, фундаментальные научные исследования такие вузы все равно вести не в состоянии. Максимум, на что они способны, - это прикладные разработки.

Вузы, занимающиеся активно научной деятельностью, - это "штучный товар". Они не сделают погоды ни на рынке специалистов с высшим образованием, ни в сфере научных исследований и разработок страны.

Преподавание и научный поиск - разные виды труда

Не надо питать иллюзий. Российские вузы не смогут в обозримой перспективе стать полноценной заменой академической науке, сочетающей фундаментальность и прикладную направленность. У них нет ни кадров, ни лабораторий, ни методологии для проведения серьезных, комплексных научных исследований и разработок.

Преподаватели вузов годами и десятилетиями читают одни и те же курсы лекций. Они привыкли так работать. Как правило, ни о какой фундаментальной науке в университетской среде нет и речи. У профессоров и доцентов с их преподавательской нагрузкой физически не остается времени на научный процесс, по крайней мере в том объеме, сколько занимается наукой профессиональный ученый.

Но самое главное, что работа ученого и преподавателя - это качественно различные виды труда. Первый - это созидание, мыслительная деятельность, в результате которой рождаются новые знания, идеи и теории, методы и положения, решения и обобщения. Второй - умение донести до слушателя накопленные знания.

Конечно, многие ученые совмещают научную и преподавательскую деятельность. Некоторые создают школы в вузах и передают свой богатый опыт новым поколениям студентов. Но директивно совместить обучение и научное творчество без существенной потери качества обоих видов деятельности не удастся. Вузы должны оставаться помощниками российской науки, соисполнителями, подрядчиками при выполнении научных работ, как это было многие десятилетия.

РАН и собственность

Одной из важнейших, но широко не декларируемых причин наступления на РАН является имущественная проблема, точнее - неурегулированность отношений в той части федеральной собственности, которая находится во владении и пользовании академических институтов.

А делить есть что. В одной только Москве насчитывается более 100 институтов РАН и других учреждений, причем значительная их часть расположена в пределах Садового кольца. Огромная, построенная в период расцвета советской науки монументальная собственность академических институтов - лакомый кусок для многих коммерческих и государственных структур.

Одна из важнейших целей апологетов интеграции науки и образования лежит, по-видимому, в финансово-экономической, имущественной области. Если научные исследования будут проводить университеты, то институты РАН можно будет закрыть, а собственность переделить.

В начале 1990-х годов на волне либерализации, когда государство приватизировало все подряд, РАН стала распорядителем недвижимого имущества (зданий и сооружений) на праве оперативного управления. Сейчас практически все институты в той или иной степени финансируются из поступлений от сдачи в аренду якобы своих, а на самом деле - государственных помещений. Вместо того чтобы получать деньги за счет творческих способностей, научные работники стали получать доходы с аренды.

Откуда же "ноги растут" у этой глупой затеи по передаче собственности институтам РАН? Дело в том, что здесь, как и во многих других случаях, экономическая модель управления была скопирована с США. Ведущие американские университеты на

20-30% финансируются за счет прибыли, которую им приносит имущество, состоящее из недвижимости, акций компаний, государственных облигаций и других активов (капитальный фонд).

Доходы от управления этим фондом играют важную роль в таких университетах, как Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфонд. В Гарвардском университете, например, капитальный фонд составлял в 2004 году 23 млрд. долл., а доходы от его использования примерно в 2 раза превышают бюджет всей Российской академии наук.

Интересно отметить, что американские университеты вкладываются и в российские компании. Так, например, в 2004 году Пенсионному фонду Гарвардского университета принадлежали американские депозитарные расписки "Сургутнефтегаза" на сумму примерно 130 млн. долларов.

В то же время в развитых странах ни государственные лаборатории, ни университеты не могут сравниться с корпоративной наукой по объему финансирования и численности научных кадров. 70% проводимых там НИОКР финансируются корпорациями и только 30% - государством. У нас же до сих пор 3/4 затрат на НИОКР идет из бюджета.

Механистическое перенесение западного опыта без учета отечественных условий чревато самыми серьезными последствиями для России. Передача в нынешние вузы научных исследований в тех объемах, в которых они делаются в институтах РАН, - это очередная либеральная утопия.

Возможно, конечно, что когда-нибудь Россия и придет к интегрированной научной и вузовской системе, капитальному фонду университетов и институтов РАН. Но путь этот долог, тернист и в любом случае должен быть пройден эволюционно. Кавалерийский же наскок, административное насаждение сверху интеграционных процессов в науке и образовании грозит самыми серьезными негативными последствиями как для этих сфер, так и для страны в целом.



©РАН 2024