http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f2087fe9-6989-402c-a317-c628c2bd953c&print=1© 2024 Российская академия наук
По мнению вице-президента РАН Александра Некипелова, государство не собирается ограничивать научную мысль
В начале недели Владимир Путин подписал законы "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и "Об архивном деле в Российской Федерации". Данные документы всего лишь уточняют правовое положение Российской академии наук, отраслевых академий наук и их организаций и учреждений, а также порядок финансирования фундаментальных научных исследований. При этом, если внесение изменений в архивный законопроект не вызвало никакого "брожения умов", то изменения, внесенные в закон "О науке", позволили ряду наблюдателей предположить, что новые законы ликвидируют автономию РАН и ставят академиков в зависимость от чиновников. За комментариями Страна.Ru обратилась к вице-президенту РАН академику Александру Некипелову.
- Александр Дмитриевич, отныне научные организации и учреждения, входящие в Российскую академию наук, являются государственными. Кандидатуру президента РАН утверждает президент России, а президенты отраслевых академий наук смогут вступить в свои должности после утверждения правительством. Как вы расцениваете подобные нововведения?
- В целом, мы очень позитивно оцениваем внесенные изменения. Мы исходим из того, что они повышают статус Российской академии наук. Когда я говорю "мы", то имею в виду точку зрения, которую одобрил президиум РАН, хотя это не означает, что все там одинаково мыслят. Но это - именно та точка зрения, которая была одобрена президиумом. Мы считаем, что даже тот факт, что предусматривается утверждение главы Академии наук, избранного общим собранием, на уровне президента страны, очень серьезно повышает статус как руководителя РАН, так и академии в целом. Тем более что этот механизм явно предусмотрен не для отбора угодных или неугодных кандидатов. Если бы это было так, то в законе следовало бы прописать ситуацию, при которой президент страны может не утвердить главу Академии наук. Поскольку этого не было сделано, и не было сделано абсолютно сознательно, то, следовательно, речь идет о таком хорошем в высоком смысле слова символическом акте утверждения президента Академии наук, избранного общим собранием РАН.
- Но есть мнение, что после внесения изменений в законодательство РАН будет подчинена правительству. И определять количество академиков и их зарплаты станут чиновники. Они же возьмут в свои руки контроль над всей недвижимостью РАН?
- Раздел о финансировании, а именно 4-й пункт 6-й статьи, действительно, был изменен в ходе обсуждения закона в Думе. В целом, мы и эти изменения оцениваем позитивно, хотя там есть ряд вопросов, механизм решения которых прописан не вполне четко. Видимо, они будут урегулированы специальным постановлением правительства.
Во-первых, там прописано, что РАН и ее региональные отделения, а также другие государственные академии, являются главными бюджетополучателями и распорядителями бюджета. Это, в сущности, то же, что и было до сих пор, и в этой части изменений нет. А далее говорится, что финансирование фундаментальных исследований осуществляется по программе, причем единой программе для всех государственных академий наук, которую утверждает правительство. Вот эти две вещи нужно как-то стыковать, потому что в соответствии с принятым в стране финансовым порядком бюджетораспорядитель потому и называется "бюджетораспорядителем", что сам распоряжается средствами и распределяет их по тем или иным направлениям. А "программное финансирование" - это нечто другое.
Тем не менее, это не значит, что есть непримиримые противоречия. Возможна и такая схема, что, как главные распорядители бюджета, мы получаем средства для содержания материальной базы, для оплаты коммунальных расходов, а вот средства для наших организаций, которые ведут исследования, мы получаем, например, в виде субвенций. Механизм субвенций лучше сочетается с идеей программного финансирования. Но, как бы то ни было, это вопрос нуждается в проработке.
Есть здесь и проблемы чисто технического плана. РАН должны финансировать по целевой программе, которой не существует, и разработать ее необходимо до конца года, т.е. фактически за оставшиеся три недели. Это сделать практически невозможно, хотя мы очень активно начали этим заниматься. Знаю, что и в министерстве образования и науки предпринимаются шаги в этом же направлении. Вот это реальная проблема, которая, как мы надеемся, тоже будет разрешена в специальном постановлении правительства с разъяснениями способов реализации того, что записано в законе.
- Ближайшие выборы президента РАН были назначены на середину декабря. Очевидно, что теперь они будут перенесены на более поздний срок.
- Выборы у нас теперь точно перенесутся. Дело в том, что когда правительство внесло проект поправок в закон "О науке...", мы приостановили предвыборную кампанию, потому что теоретически существовала возможность, что Дума или Совет Федерации, или президент отвергнут этот закон. Но теперь, после того, как закон вошел в силу, мы заняты тем, что готовим поправки в устав РАН. Некоторые поправки чисто автоматически вытекают из поправок в закон. Например, если в уставе ранее было написано, что Российская академия наук - организация, имеющая государственный статус, то теперь мы обязаны записать, что это - государственная академия. При этом мы считаем, что это просто иное название того же самого статуса, которое не меняет самой сути академии. Нигде в законе не говорится о том, что РАН является государственной организацией или государственным учреждением. Тем более, если бы это было сказано, то означало, что на нее распространяются все те правила и законы, которые распространяются и на любое государственное учреждение, а, следовательно, не могло бы быть ни самоуправления, ни ученых советов.
- Таким образом, новые законы не ликвидируют автономию РАН и не "ставят академиков в зависимость от Кремля"?
- Нет, мы не потеряли автономию. Она сохраняется в полном объеме. Все наши права, касающиеся самоуправления, владения, пользования и распоряжения собственностью, создания самостоятельно организаций, их ликвидация и преобразование, все это остается за академией. Те, кто утверждает обратное, либо невнимательно читали закон, либо выполняют некий заказ. Что касается выборов президента РАН, то они будут объявлены после утверждения нового устава. Я надеюсь, что это произойдет осенью или в декабре будущего года.
- В связи с принятыми поправкам встает вопрос о возрастном цензе. В соответствии с прежним уставом, на пост президента РАН не может быть избран ученый, достигший 70-летнего возраста. Действующий президент РАН Юрию Осипов уже отметил свое 70-летие, а больше двух третей действительных членов академии, из которых, в соответствии с уставом, только и может избираться президент, также перешли 70-летний рубеж. Как же быть?
- Видите ли, в уставе РАН возрастной ценз не прописан. Обычно речь идет о возрастном цензе для занятия административных должностей. Сейчас нам предстоит внести такой пункт в устав, но, как мне кажется, этот вопрос нуждается и в юридической экспертизе. Некоторые наши коллеги ссылаются на то, что введение в устав требования возрастных ограничений войдет в противоречие с трудовым кодексом. Мы ведь не являемся государственными чиновниками.
Мы вообще считаем, что речь сейчас идет о российской науке. И надо сделать так, чтобы российская наука развивалась в нормальных условиях. И Академия наук никогда не была организацией, которая считалась государственным институтом и работала только на государство. Мы опираемся на федеральную собственность и никогда не проявляли никаких попыток каким-то образом ее превратить в собственность академическую. Другое дело, что специфика научного творчества не позволяет управлять академией чисто чиновничьими методами. Ничего хорошего не бывает тогда, когда вместо самого научного сообщества государство начинает определять, какие науки правильные, а какие неправильные, чем нужно заниматься, кому дать деньги, а кому денег не давать.
Поэтому мы, собственно говоря, боремся не за то, чтобы "обыграть" государство. У нас единственная цель - развивать науку. Но мы отстаиваем принципы, которые уже сложились и которые по большому счету соответствуют тому, как организованы фундаментальные исследования во всем мире. А именно: решение о распределении средств, о выборе приоритетов и т.д. выбирает само научное сообщество. Мы считаем, что это абсолютно естественная вещь, но никак не противопоставляем этот посыл тому, что мы являемся организацией, работающей в конечном счете на Россию.