ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ ГРИГОРИЙ ТОМЧИН ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

20.09.2007

Источник: GZT.ru



 Член Общественной палаты (ОП) РФ, президент Всероссийской ассоциации промышленных и частных предпринимателей (работодателей) Григорий Томчин разработал новый принцип построения среднего и высшего образования и науки в России. Как сообщили "Интерфаксу" в ОП, доклад по этой концепции он представит в пятницу на пленарном заседании палаты по теме "Образование, наука, интеллектуальный потенциал нации". Томчин считает, что в вопросе реорганизации науки и образования должна быть сформулирована четкая логика построения самой системы: "Выделять академическую, вузовскую или отраслевую науку не имеет смысла, наука есть только одна - передовая, вокруг которой формируются сильнейшие научные школы и в которой работают лучшие умы". "Выстроить единую систему сегодня возможно довольно просто и, как мы это любим, "сверху"", - цитируется выдержка из доклада Томчина в сообщении ОП. Принципиальным моментом в реформировании научной системы Томчин считает распределение заказов на исследования: "В отношении перспективных исследований в строке бюджетного кодекса "финансирование фундаментальных исследований" не должна быть указана тематика исследований. Это финансирование должно поступать в Российскую Академию Наук, которая сама определит область исследований и получит права на интеллектуальную собственность", - полагает он.

"В других же видах исследований - по заказу государства или бизнеса -РАН должна выступать в качестве эксперта, конкурсной комиссии, определять, кто будет исполнять исследования. Так мы учитываем интересы всех сторон: общество получает развитую науку, государство - необходимые и актуальные исследования, а экономика - инновационное развитие", - отмечает член ОП. Право на участие в конкурсах в распределении грантов, по мнению Томчина, должны иметь только аккредитованные высшие учебные заведения. "Такое решение очень быстро приведет к логичному и естественному укрупнению вузов, запустит механизм объединения отраслевых НИИ и университетов, вернет академиков к преподаванию в вузах", - полагает он. В отношении среднего образования член Общественной палаты предлагает схему бюджетного финансирования "деньги за учеником": "Зная, сколько и на какое количество учеников нужно денег, государство может рассчитать сумму, которая требуется на одного ученика в год. И финансировать не абстрактное образование, а текущее обучение конкретного ученика. Осуществляется это через договора родителей и школы: школа получает финансирование из федерального бюджета исходя из того, сколько учеников она будет обучать". Томчин подчеркивает, что реформа в области образования будет эффективна только в случае реформирования всей науки. "Только если мы отчетливо понимаем, как функционирует Российская Академия Наук по отношению к вузам, имеет смысл пересчитывать деньги на ученика в средней школе. Разрозненные меры, введенные наполовину или частично, приведут к еще большей дестабилизации образовательной системы", - заявляет он.


 



©РАН 2024