Экспертные функции РАН предлагают избирательно урезать
04.09.2020
Источник: Российская газета, 04.09.2020, Александр Емельяненков
На внеочередном заседании президиума Российской академии наук 2 сентября
и в заявлениях сразу после него Минобрнауки и РАН объяснились по поводу
предложенных новаций в экспертизе. Отдел науки "РГ" уже сообщал о возникновении
непростой ситуации, внимательно следит за ее развитием и стремится быть
непредвзятым в отражении разных точек зрения.ода. Фото: Пресс-служба РАН
Напомним, что причиной беспокойства, возникшего
в академической среде, стал проект постановления, подготовленный в Минобрнауки
РФ и размещенный на портале правовых актов. Предложенный документ подвергает
ревизии порядок и правила научной экспертизы и научно-методического
руководства, осуществляемого в нашей стране Российской академией наук. И в
случае принятия лишает РАН важных полномочий в этой сфере.
Если называть вещи своими именами,
экспертно-методические функции РАН хотят урезать и тем самым отнять у нее
последние рычаги влияния. Статуса научной организации с правом самостоятельного
ведения исследований академия лишилась семь лет назад, в момент объединения
РАН, РАМН и РАСХН. А теперь забирают последнее - полномочия ведущей экспертной
организации, которыми ее наделили в июле 2018 года поправками в закон "О Российской академии наук".
Именно на это и обращает внимание постановление
президиума РАН, принятое на внеочередном заседании 2 сентября. Члены президиума
решительно не согласились с урезанием важной части полномочий академии и
признали "недопустимым" предложенный проект.
"Он противоречит поручениям президента
России Владимира Путина, и в случае принятия документа академия обратится
напрямую к главе государства", - заявил президент РАН Александр Сергеев.
Позицию Минобрнауки в диалоге с академиками на
вчерашнем заседании представлял заместитель министра Петр Кучеренко. Он дал
понять, что проект постановления нацелен на создание и поддержку "независимых
центров исследований в России". И с этой целью от научной экспертизы со
стороны Российской академии наук предлагается освободить НИЦ "Курчатовский
институт", четыре университета, напрямую подведомственные правительству
России (ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, СПбГУ), а также научные организации Минобороны, МВД,
ФСБ, МИД, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю,
Федеральной службы войск национальной гвардии и даже Федеральной службы
исполнения наказаний (ФСИН).
Для других организаций экспертизу в РАН научных
проектов предлагается считать делом добровольным, а полученные отзывы и оценки
воспринимать как рекомендательные.
"Считаем, что предлагаемые нами изменения
позволят снизить регуляторную, бюджетную нагрузку, одновременно усилят
ответственность "подведов" правительства за качество и
результативность выполняемых ими исследований", - заявил Петр Кучеренко. А
"наличие таких независимых центров с компетенциями мирового уровня",
которые выводятся из-под экспертизы РАН, по словам Кучеренко, "будет
способствовать интенсивному развитию научной деятельности в России".
Это умозаключение просто не могло не вызвать
обратной реакции. "Обидно слышать, что экспертиза РАН тормозит
научно-технический прогресс в стране, - отозвался академик Сергеев. - Никто от
хорошей экспертизы не терпел минусов, она всегда помогает. Чем больше мнений
услышишь со стороны, тем лучше".
Президент РАН счел необходимым напомнить: в
законах об университетах и научных организациях с особым статусом не сказано,
что они освобождаются от внешней экспертизы.
Замминистра на это заметил, что предлагаемые
поправки в отношении организаций, подведомственных правительству, не отменяют
экспертизу. Но "с учетом правовых особенностей этих организаций вводят
добровольно-рекомендательный характер такой экспертизы". А в отношении
других вузов и НИИ привел свои данные и цифры.
Из-под обязательной экспертизы РАН, по его
словам, предлагается вывести менее 1 процента организаций. При том, что объем
экспертной работы у Академии наук колоссальный - от 14 до 20 тысяч объектов в
год, это разгрузит ученых.
"Тема экспертизы всегда конфликтная, -
примирительно заключил Петр Кучеренко. - Есть жалобы, что экспертиза не
прозрачная, а сами академики отмечают, что завалены экспертной работой".
Понимай так, что в академических структурах и
вправду "тормозят процесс"…
На уточняющий вопрос "Российской
газеты" уже после президиума академик Сергеев сообщил, что существенных
претензий к экспертизе РАН за все время ее проведения не было. Замечания по
срокам, особенно в периоды, когда экспертной работы невпроворот, возникали, но
принципиальных нареканий не было.
Реально помочь, оптимизировать и ускорить весь
процесс коммуникаций, связанный с проведением экспертизы, могла бы специально
разработанная автоматизированная система. Цена вопроса, по словам, президента
РАН, в пределах 90 миллионов рублей. Их обещали, но уже второй год выделить не
могут. И потратить на ее запуск сэкономленные средства из других субсидий тоже
не разрешают...
По сведениям, которые привел вице-президент РАН
Андрей Адрианов, курирующий в академии экспертную работу, система
взаимодействия по этим вопросам с подведомственными правительству вузами и
научными организациями уже выстроена. С 2019 по 2020 год в РАН на экспертизу от
них поступило свыше тысячи объектов - отчетов, программ развития и т.п. И
только в 30 случаях - это три процента - были даны отрицательные заключения. А
после коррекции, которую сочли возможным сделать сами институты и вузы,
осталось всего три отрицательных заключения, сообщил Адрианов. В статистике по
другим организациям доля отрицательных экспертиз составляет 6 процентов.
Российская академия наук в ее нынешнем виде как
экспертное сообщество - максимально независимая организация, убежден президент
РАН. "Мы не заинтересованы в тех или иных результатах экспертизы: деньги,
которые тратятся на научные исследования другими организациями, не идут в РАН,
академия только предлагает распределять их по-другому, - поясняет Александр
Сергеев. - В этом смысле мы наименее подвержены лоббированию и каким-то меркантильным
интересам".
А то, что предлагается сейчас - это шаг назад,
заявляют в Академии наук. "Все движение, которое инициировал президент России по наделению РАН новыми полномочиями,
было ради того, чтобы экспертиза в стране стала общей, единой для всех, - счел
необходимым напомнить академик Сергеев. - И не случайно именно РАН поручалась
эта сложная задача - взглянуть на все поле научной деятельности в стране и
помочь разобраться, правильно ли тратятся деньги на науку".
За всех, кого от научной экспертизы вознамерились
оградить, ответ держал замминистра Петр Кучеренко. Никто из организаций,
попавших в "список неприкасаемых", на приглашение к диалогу не
откликнулся. Зато академики были на редкость единодушны.
"Мы заинтересованы в том, чтобы
исследования не выглядели мозаикой, а были системными и работали на
результат", - заявила вице-президент РАН Ирина Донник. Ее поддержали глава
Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон, академик-секретарь Отделения
медицинских наук Владимир Стародубов, руководитель Отделения биологических наук
академик Михаил Кирпичников и другие.
"Это что за экспертиза, когда у нее статус
"добровольно-рекомендательный" и сама организация решает, соглашаться
с выводами или нет?" - резонно спросил академик Иван Щербаков.
А экс-глава РАН Владимир Фортов прямо
предупредил: вопрос совсем не проходной. Но если его протащат, может рухнуть
вся система экспертизы и анализа того, что делается в науке в нашей стране.
Свою единую и твердую позицию руководители
Российской академии наук обещали довести до сведения первых лиц и твердо
отстаивать.