ПАРНИ С ОКРАИН

13.11.2014

Источник: Русский репортер, Андрей Константинов

АНТРОПОЛОГ ДМИТРИЙ ГРОМОВ О ПАЦАНАХ РЕАЛЬНЫХ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ

ДМИТРИЙ ГРОМОВ ИЗ ИНСТИТУТА ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН РУКОВОДИТ ПРОЕКТОМ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗНОВИДНОСТИ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО, В НАРОДЕ ИЗВЕСТНОЙ КАК ГОПНИКИ. ВМЕСТЕ С КОЛЛЕГАМИ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ ГРОМОВ ПЫТАЕТСЯ РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УЛИЧНАЯ «ПАЦАНСКАЯ СРЕДА»; УЧЕНЫХ ИНТЕРЕСУЕТ ЕЕ ИСТОРИЯ, ЦЕННОСТИ И ПРАВИЛА, БЫТ И ФОЛЬКЛОР

Вы занимаетесь этнографическим исследованием пацанов-гопников, а чего их исследовать — разве кто-то не знает, какие они?

Все, конечно, в курсе: гопник — это злобный молодой человек, который хочет набить вам морду и отжать мобилу, в спортивном костюме (чаще всего «Адидас»), с барсеткой в руке и бритым затылком, который любит сидеть на карачках («на кортах»), грызет семки и говорит на некотором специальном языке. Но самое главное — это выражение лица гопника: во времена моего детства оно называлось «рожа просит кирпича». Только это мифологизированный образ гопника, созданный молодыми и образованными жителями интернета. Такая мифологизация характерна не только для России — в Англии, например, есть похожий фольклорный образ брутального агрессивного парня из рабочей среды, там их называют chavs. «Чав» — это от цыганского слова «парень, человек».

А ЭТО ВРОДЕ НАШЕГО «ЧУВАКА».

Считается, что английские чавы носят спортивные костюмы и кепочки, любят золотые украшения. Так вот, в английской «Википедии» есть статья о чавах, но там они описываются именно как мифологизированный образ, и, кстати, говорится, что издеваться над пацанами с окраин — это «социальный расизм».

А что, сами гопники видят себя как-то иначе?

Для начала, сами они крайне редко зовут себя гопниками, так их кличут посторонние. В 1980-х они стали называть себя пацанами. Чтобы подчеркнуть свою серьезность, высокий статус, следование «понятиям» (то есть нормативным правилам уличных сообществ), они говорят «реальные», «конкретные», «нормальные», «четкие пацаны», в разных регионах по-разному. Например, на вопрос: «Ты серьезный пацан?» — где-то могут поправить: «Не, я ровный пацан».

Раньше, как известно, пацанами назывались дети. Этимологи полагают, что это слово появилось как подражание звукам, издаваемым свиньей, — в южных районах России считалось, что когда свинья подзывает поросенка, она издает «поц-поц», «поцкает».

Пацаны — это очень разнообразный социальный слой, в основном состоящий из парней от 14–15 лет и до их ухода в армию, социализация которых в значительной степени проходит в уличных компаниях. После армии у них, как правило, начинается совсем другая жизнь. Сами себя они описывают довольно миролюбиво.

КЕПКА, ТРЕНИКИ, КАЧАЛКА

Только не рассказывайте, что агрессивность гопников—это миф!

Понимаете, все эти компании очень разные. Граница между относительно мирными дворовыми компаниями и агрессивными группировками часто неуловима. Некоторые компании организованные, другие аморфные, из одних выйти легко, другие, особенно откровенно криминальные, так просто не отпускают. Криминальные группы возникают, когда лидером уличной группировки становится отсидевший «авторитет», сознательно собирающий вокруг себя молодежь. Так, одна женщина, детство которой прошло в криминализированном районе, рассказывала мне, что еще в начале 1970-х видела сцену: старенький дедушка-карманник обучал детей, как в романе Диккенса, — вешал пальто, обшитое колокольчиками, и предлагал вытащить из его кармана десятикопеечную монетку так, чтобы ни один колокольчик не звякнул.

Ну а треники и кепка—это разве миф?

Пацанские сообщества отличаются и по дресс-коду. В Самаре в некоторых районах были одно время популярны «фураги» — молодые люди, которые носили фуражки определенного типа. В Челябинске были «лампасники» — они носили штаны с лампасами. В другом случае местным бабушкам заказывались вязаные шапочки одинакового фасона.

Одна из причин выработки группами собственного стиля в одежде — это необходимость отличать своих в драке. Так, известен случай, когда зимние шапочки брали с собой даже летом — пацаны носили их в карманах, а в случае драки надевали. Можно сказать, что пацанская мода обусловлена необходимостью создать образ «настоящего мужика». Поэтому в советские времена во многих компаниях были популярны элементы военной формы, а потом появилась спортивная форма — как символ спортивности и как одежда, удобная для драки. Но кроме того пацану свойственно определенное щегольство — одежда должна быть аккуратной и стильной. В советские времена ценились дефицитные вещи, в последние десятилетия все большую роль играет фактор дороговизны — уважающий себя пацан должен быть одет недешево.

Хорошо, все разные, но возьмем конкретный пример. Злобные любера, которые на рубеже80–90-хприезжали в Москву бить неформалов, —это ведь не миф?

Когда речь заходит о Люберцах, мне особенно очевидна мифологизация, происходящая в интернете. Потому что я родился и вырос в этом городе — да и сейчас там живу. Люберецкие никогда не имели обыкновения сидеть на кортах и лузгать семки. Зато в 80-х годах в Люберцах был моден спорт, многие практически каждый день тренировались в «качалках». В те времена оружие в драках использовалось редко, это считалось «западло», серьезные люберецкие обходились без кастетов и ножей. В 1987-м движение люберов стало массовым — и тогда же в Подмосковье появилась тенденция собираться вместе и из пригородов ездить в центр, чтобы кому-нибудь вломить. Доля собственно жителей Люберец в этой среде уже к 1988 году стала небольшой — мне рассказывали, что на спортивных тусовках, например, в Парке имени Горького, их водили от компании к компании и представляли: «Вот Вася, он из Люберец, настоящий любер».

ОТ ШПАНЫ ДО БРАТКОВ

А откуда взялась пацанская субкультура? Общество обнаружил гопников в 80-е, а ведь их история, должно быть, теряется где-то во тьме веков.

В нашем исследовании мы рассматриваем пацанов в исторической перспективе начиная с 1950-х, хотя слой агрессивной городской молодежи существует в России с конца ХIХ века. В то время в крупнейших городах России появились группы подростков и молодых людей, которые били фонари и окна, выкрикивали непристойности, были агрессивны по отношению к прохожим. Они стали называться хулиганами или шпаной.

Изучать уличную среду до 1930-х годов включительно — дело непростое, в документах ее жизнь не фиксировалась, а свидетелей осталось очень мало. А вот о послевоенном периоде мы уже можем судить. Примерно в 1950-х годах в разных регионах Советского Союза обнаруживается то, что я называю «пацанской средой». Показательно, что нравы, обычаи, понятия пацанов повсюду были очень схожими. В Москве, Ленинграде, Улан-Удэ, Новосибирске, на Украине совпадают детали морального кодекса, ритуалы начала драки, принципы построения иерархии и так далее.

Эта общность возникла благодаря целому ряду социальных факторов. Многими элементами пацанской субкультуры мы обязаны влиянию крестьянских традиций, ведь на протяжении всего ХХ века население городов пополнялось за счет мощного притока из села. Конечно, большое влияние оказала и криминальная среда, а возможно, и фронтовые традиции, и традиции советского спорта.

А на рубеже 1980–90-х появилась криминальная среда «братков и бригад» из бывших пацанов — это более взрослый и криминализированный вариант пацанских сообществ. Они строились по принципам, которые уже были известны их участникам из пацанской среды. В конце 90-х братки практически исчезли, постепенно сходят на нет и пацаны. Одной из главных особенностей жизни пацанов была вражда территориальных группировок, а сейчас в молодежной среде становится все меньше сообществ, организованных по территориальному принципу. Молодые люди все чаще собираются вокруг какой-то идеи, какого-то образа. В современной уличной среде агрессивная молодежь — это скинхеды, футбольные фанаты, рэперы; они пришли на смену классическим гопникам.

По тем же Люберцам, где я живу, четко видно, что стереотипы и модели поведения, которые во времена моей молодости были свойственны люберам, теперь переняли молодые приезжие с Кавказа. Они кучкуются вечерами на улице, активно занимаются спортом, ходят вразвалку. А через поколение дети этих ребят будут также сидеть дома за компьютерами, как сегодня дети бывших люберов.

Послушать вас — так это исчезающая субкультура.

То, что уличная среда постепенно исчезает, — факт. Убедиться в этом можно, походив вечерами по дворам, — они, как правило, пусты. По крайней мере, так в Москве и крупных городах. Правда, надо учесть, что в крупных городах социальные новации начинаются раньше — уличная жизнь исчезает, потому что у молодежи много других возможностей для времяпровождения да и вообще для развития. Что касается городов поменьше, там пацанская среда, несомненно, сохранилась лучше и будет существовать дольше.

ГОПНИКИ ДВОРОВЫЕ И ГОПНИКИ СЕТЕВЫЕ

Что заставляет пацанов быть такими, какие идеи у них в голове?

Большинство из них не заморочено идеями, а просто живут как живется. Обычно основные мотивы участия в уличной группировке — это потребность к общению, тяга к экстремальной деятельности. Для подростков и молодых людей из семей с низким уровнем образования, проводящих время в уличных компаниях, улица служит важнейшим институтом социализации — там вырабатываются нормы поведения, навыки общения и лидерства, умения работать в команде, усваиваются вот эти стандарты брутальной маскулинности.

Чем вызван всплеск моды на пацанов именно сейчас, почему они вернулись?

Возможно, толчком послужил какой-то удачный «креатив» — смешная фотография, прикольный текст или что-то подобное. Впрочем, в последнее время тема гопников в интернете явно идет на убыль.

Почему образ реального пацана востребован культурой, зачем он нам?

Это прежде всего комические персонажи и при том отрицательные, злобные, олицетворяющие врага, нашу противоположность. Наверняка в детстве каждому офисному работнику кто-нибудь давал по шее, отнимал деньги, и остался заряд личной неприязни, даже паники. Плюс удачная форма самовыражения в качестве «крутого», можно осваивать этот образ в игре.

Мне кажется, есть еще в этом как бы антикультурном образе что-то романтичное, притягательное, как было в «падонках», до этого—в «новых русских», еще раньше—в блатных персонажах.

Да, тут, конечно, есть преемственность. С «падонками» интернет-гопников связывает любовь к языковой игре, забавный сленг. Был создан «язык гопника», на котором он якобы говорит. В реальности на этом языке интересней говорить обычным молодым людям — шутки ради. Это развлечение, упражнение в остроумии, игра с простыми правилами. Через год она всем надоест и будут играть в кого-нибудь другого.

ЧИСТО ПО ПОНЯТИЯМ

Почему наши антикультурные персонажи так похожи на американских гангстеров — вся эта распальцовка, тренировочные костюмы, золотые цепи? И как получилось, что их музыкой стал именно рэп, ведь изначально это совсем другая субкультура?

В обоих случаях речь идет о детях окраин, выросших в довольно похожих социальных условиях. Меня скорее удивляют конфликты скинхедов с рэперами — ведь по своему настроению это очень близкие субкультуры. Субкультура рэперов, кстати, в России почти не изучена, о ней мало известно. Ничего специфически негритянского в рэпе нет, да и самый авторитетный у наших пацанов рэпер — это белый Эминем.

Русскоязычный рэп возник под влиянием не только негритянской музыки, но и отечественной песенной традиции, в частности русского рока. Наши рэперы оказались в ситуации, когда они вынуждены совмещать две взаимоисключающие системы ценностей. С одной стороны, они должны соответствовать пацанским понятиям, как это завещано зарубежными основателями рэпа. С другой стороны, большинство из них — студенты из образованных семей, то есть типичные неформалы по своей ментальности.

Есть ли у русской дворовой субкультуры бросающиеся в глаза отличия от английской или американской, в чем национальная специфика?

Одна моя английская коллега говорит, что у наших более четко выражены моральные принципы, «понятия» — такие как запрет на нападение на девушек, регламентация драки.

Кстати, про девушек: почему пацаны — это чисто мужская субкультура, почему в ней никак не проявляют себя их «телки» и «чиксы»?

Мужские сообщества существуют везде. В пацанской среде делаются «неженские» дела, все вертится вокруг доминантности и агрессии. Девчонки в этой субкультуре выступают как подруги пацанов, у них свое место. Отношение к девушкам, проживающим на «своей территории», у пацанов бывает разное: от нейтрального и равноправного до жесткого сексизма. Это когда «пацан — хозяин земли», а девушка должна удовлетворять его потребности. Уровень сексизма в той или иной группе обычно связан с ее агрессивностью и криминализованностью. Часто речь идет о некоем «гендерном договоре», негласном наборе правил — как должна и как не должна вести себя девушка. Если она соблюдает эти правила, то проблем не возникает.

Показательна гендерная формула: «Девчонка не человек, но девчонка кого-либо из членов группировки неприкосновенна». Стоит уточнить, что речь идет не о любых подругах пацанов, а именно о девушках, имеющих статус «порядочных» и связанных с пацанами отношениями особой симпатии, которые могут закончиться браком. Для девушки важно умение соблюдать сексуальную дистанцию, «не давать кому попало». Часто девушки проходят серию своеобразных испытаний, и если они сумеют отбиться, то отстоят свое право на уважение. Еще есть понятие о приличном внешнем виде, определенный женский дресс-код — девушка не должна одеваться неподобающим образом, «как проститутка».



Подразделы

Объявления

©РАН 2024