http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f4be6ccf-304c-4ea5-be26-6d79715497dd&print=1© 2024 Российская академия наук
Вузы теперь будут готовить творцов
Острая дискуссия о необходимости перехода к собственной образовательной системе в связи с выходом России из Болонского процесса состоялась на слушаниях в Госдуме РФ во время парламентских слушаний на тему реформирования высшего образования в РФ.
Накануне слушаний в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин провел опрос на эту тему, и 90% откликнувшихся сообщили, что нынешняя система высшего образования нуждается в изменениях. «Очевидно: западную модель в этой сфере нельзя слепо копировать. Правильно на основе лучших практик сегодняшнего дня и советского периода создать собственную национальную эффективную систему высшего образования», – резюмировал Вячеслав Володин. Хотя, конечно, это еще проблемная тема – вынесение вердикта на государственном уровне по важнейшему вопросу развития страны на основе опроса в Telegram-канале…
В обсуждении, какой будет система высшего образования, приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций.
Во время слушаний были сделаны жесткие политические заявления. С высокой трибуны призвали увольняться (или увольнять, если они сами не хотят уйти) преподавателей вузов, заведующих кафедрами, деканов и т.д., которые «пропагандируют интересы других государств». Лидера партии «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова возмутило, что на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова преподаватели рассказывают о фейках, а приводят в пример материалы ведущих государственных СМИ. По мнению Миронова, такие педагоги ведут антигосударственную деятельность в интересах «врагов» России.
В отличие от коллег министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков от политических требований ушел. Он обосновал основные тезисы по корректировке системы образования. До недавнего времени официально декларируемой целью было «обеспечение подрастающему поколению современного уровня функциональной грамотности». Обеспечивали «функциональную грамотность», в частности, за счет сокращения часов на преподавание математики, физики, биологии, химии…
Новая национальная система высшего образования, по словам министра Фалькова, будет иной. Теперь востребованы снова творцы. По его словам, с выходом России из Болонской системы студентам не надо бояться непризнания дипломов. В этом министр заверил участников слушаний.
Вместе с тем глава Минобрнауки назвал недостатки магистратуры и бакалавриата. «По ряду бакалавров типичный четырехлетний срок оказался недостаточным. Ряд ведущих вузов перешли на пятилетнюю подготовку бакалавров. Получается, что мы ушли от специалитета, но со временем поняли, как сложна подготовка к разным видам деятельности. В ряде случаев работодатели так и не признали четырехлетний бакалавриат, – приводит его слова Интерфакс. – Магистратура рассматривалась как специальная подготовка, но у университетов не хватило кадров и методических ресурсов. После бакалавриата многие выпускники пытаются трудоустроиться, в результате они работают и магистратура – вечерняя, что качество образования не может обеспечить».
Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил на выбор несколько траекторий развития высшего образования в России. Первая – специалитет на пять-шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей. Вторая – «бакалавр + магистр» по интегрированным специальностям (то есть, если студент продолжает учиться в магистратуре, он не сдает выпускных экзаменов в бакалавриате и вступительных для зачисления в магистратуру). Это целесообразно также для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Статистика МГУ показывает, что 90% выпускников предпочитают именно модель «бакалавр + магистр». Третья модель – оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она преимущественно нужна для иностранных граждан.
«Бакалавр – это незавершенное высшее образование, как в советское время», – считает ректор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. А магистратура должна быть «дополнительной опцией, ступенью в карьерном росте».
Все предложения еще будут анализироваться политическими фракциями Госдумы. А результаты позиций партий будут представлены на осенней сессии нижней палаты Федерального собрания РФ.