http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f577b3f5-3227-4c4d-9884-51d3ded248cc&print=1
© 2024 Российская академия наук

Перегрузки по-русски

19.11.2008

Источник: Поиск, Игорь Броневой, д.ф.-м.н., главный научный сотрудник Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН



Ученый в России - и лошадь, и бык

В статье “Цифровой синдром”, опубликованной в прошлом номере “Поиска”, были рассмотрены критерии, которые Минобрнауки предлагает использовать для оценки результативности труда ученых. Выработать правильные критерии для такой оценки, конечно, необходимо. Но измерить результативность - еще не значит ее увеличить. Нелогично требовать от ученых, не имеющих нужных условий труда, высокой результативности. В большинстве лабораторий вынуждены эксплуатировать устаревшее оборудование. Выход его из строя надолго останавливает исследования, поскольку ремонтная база фактически отсутствует, а средства для приобретения новой аппаратуры получить очень непросто. Отечественное научное приборостроение пришло в состояние, не позволяющее обеспечить потребности страны в научном оборудовании, и нередко не способно учитывать достижения отечественной науки (теряя выгоду от возможности приоритетного их использования). Закупка оборудования импортного имеет свои “подводные камни”. На него трудно получить средства. Оно приобретается порой не у самых надежных компаний. Нередко не удается добиться, чтобы в договоре о покупке было оговорено выполнение необходимых технических условий (ТУ). Отсутствие в стране сервисных служб зарубежных компаний не позволяет быстро провести запуск и адаптацию оборудования к конкретным научным исследованиям и затрудняет его ремонт. Сокращение многих СКБ и опытных производств сделало малодоступным изготовление нестандартных изделий, без которых нельзя вести нетривиальное научное исследование.

Создание центров коллективного пользования (ЦКП) целиком решить проблему необеспеченности оборудованием не может. Во-первых, ЦКП способен обслуживать ограниченное число исследователей. Далее, он предоставляет строго определенный набор возможностей для научных измерений. Выйти за рамки этого набора (что, как правило, требуется на каком-то этапе исследований) невозможно. Для работы в ЦКП исследователю предоставляется ограниченное время, а для фундаментального изучения одного явления могут потребоваться годы.

Существенно затрудняет проведение исследований и невозможность получать в требуемом объеме научную информацию. Участие в зарубежных конференциях требует больших финансовых затрат. Издающиеся за рубежом научные журналы в печатном виде для библиотек НИИ почти не закупаются, а свободный электронный доступ возможен только к некоторым из них, что абсолютно недостаточно. Перестали переводить и печатать регулярно издаваемые на Западе монографии с обзорами достижений и состояния каждой крупной области науки, необходимые для продуктивной работы.

Неукомплектованность научно-исследовательскими и техническими кадрами приводит к перегрузке сотрудников, необходимости работать в дни измерений по 12 часов без замены. Научным сотрудникам помимо исследовательской работы приходится заниматься снабжением приборами, их транспортировкой, поиском возможностей ремонта оборудования и изготовления нестандартных изделий, самим искать на стороне программистов, когда требуется написать сложную программу (например, для автоматизации экспериментов на большом измерительном комплексе). Словом, как в поговорке: “Я и лошадь, я и бык...”

Все эти препятствия серьезно тормозят научные исследования. Без их устранения другими мерами исправить положение не удастся. К примеру, ряд ученых института, где работает автор, включая и молодежь, в трудные, безденежные девяностые годы продолжали работать с полной самоотдачей, которую никакие стимулирующие надбавки увеличить бы не смогли. Работали, руководствуясь чувством долга и любовью к науке. Проблемы тогда были, конечно, еще острее. Но и в нынешних условиях никто, кроме отечественных ученых, работать бы не согласился. Этим в большой степени объясняется, почему молодежь чаще всего не хочет заниматься фундаментальными исследованиями. Ученые понимают, что менять положение надо, но не имеют ни малейших полномочий для этого. Все это угнетает людей, лишает их инициативности, рождает пассивность и безразличие. Поэтому, прежде чем закрывать НИИ из-за неэффективности работы, надо разобраться на местах, в чем причина этой неэффективности - в нерадивости сотрудников, в скверном управлении или в отсутствии необходимых для исследований условий. Нельзя закрывать НИИ, не выясняя, насколько нужна стране сейчас (или понадобится в будущем) область деятельности, для которой он предназначен. И если нужна, то институт надо сохранять, а причины его неэффективности устранять. Предшествующее сокращение промышленности и прикладной науки сегодня уже аукнулось нехваткой инженерно-технических кадров, промышленных и научно-технических предприятий для нужд страны.

Какие же меры для повышения эффективности научных исследований, на наш взгляд, должны быть первоочередными?

1. Обеспечение НИИ современным научным оборудованием. Для этого требуется развитие отечественного научного приборостроения, возрождение СКБ и опытных производств. Что же касается импортного оборудования, то тут необходимо обеспечить контроль рентабельности закупок, реального соблюдения сроков поставки и введения в эксплуатацию, ТУ и гарантийных обязательств; возможность выполнения в России ремонта любой сложности; учет времени проведения тендера при назначении сроков приобретения.

2. Обеспечение полного доступа к научным журналам, издаваемым за рубежом. Безо­тлагательная публикация переводов регулярно издаваемых на Западе монографий с обзорами состояния каждой области науки.

3. Укомплектование штатов НИИ до той степени, которая позволила бы людям без перегрузок, целеустремленно заниматься своим делом, не выполняя побочные, отвлекающие от прямых обязанностей, функции.

4. Стимулирование притока молодежи в науку. Создание в НИИ узкоспециализированных вузовских факультетов (пример - Государственный университет гуманитарных наук) с участием студентов в реальных оплачиваемых исследованиях и предоставлением им возможности бесплатного обучения с обязательством последующей работы в тех же или родственных НИИ в течение шести лет. Публикация научно-популярных произведений, написанных выдающимися учеными, издание книг, посвященных ученым и науке. Научно-просветительская деятельность.

5. Для обсуждения последних научных достижений и для образования научной молодежи регулярно проводить научные школы, симпозиумы по каждой из основных областей науки. С той же целью предложить НИИ регулярно проводить у себя симпозиумы с участием зарубежных организаций, с которыми институт связан научными контактами и совместными работами. На проведение симпозиумов предоставлять финансирование. Рекомендовать проводить ежегодные внутриинститутские конференции, чтобы в больших институтах сотрудники представляли, чем занимаются их коллеги. Это облегчило бы создание внутриинститутских коопераций для исследований, и одновременно происходил бы смотр эффективности работы сотрудников за прошедший год.

6. Использовать прямую заинтересованность самих ученых в эффективности научных исследований, для чего наладить обратную связь между ними и руководством. Ученые советы и собрания сотрудников НИИ, отраслевые внутриинститутские советы наделить правами, позволяющими влиять на организацию научной работы, распределение финансов и оборудования, кадровую внутриинститутскую политику, обеспечение требуемых условий труда. Не рассматривать участие в крупных собраниях заместителей директора как представительство трудовых коллективов - они представляют руководство. Выборы, выясняющие поддержку коллективом кандидатуры директора института, должны проводиться всем коллективом сотрудников, а не легко контролируемыми делегатами от подразделений. Назначение на руководящую должность недопустимо, независимо от прежних заслуг кандидата, без апробации им программы действий на искомом посту и ежегодного отчета о ее выполнении. Проверяющие комиссии должны посещать непосредственно научные подразделения и знакомиться с их обеспеченностью оборудованием и зарплатой, условиями работы и научными достижениями, выступать перед коллективом НИИ с сообщением о результатах проверки. В отчетах о зарплате не приводить ее среднее значение, а указывать, в каких интервалах сумм находится зарплата какого количества человек.

7. Необходимо заблаговременно извещать научную общественность об объявлении конкурса. Срок подачи проектов должен быть достаточным, чтобы ученые, не прерывая исследовательской работы, могли спокойно написать и отослать проекты. В экспертные советы программы должны включаться представители всех институтов, где ведутся исследования по тематике программы. Результаты конкурса и научные отчеты программы должны публиковаться.

8. При определении приоритетных направлений научной деятельности и прогнозировании возможных достижений учитывать мнения ученых, непосредственно ведущих исследования, ориентирующихся в деталях и специфике рассматриваемой области науки. Это предохраняло бы от выделения излишних средств на деятельность, не обоснованную весомым заделом.

9. Оценивать эффективность научной работы на основании экспертизы авторитетными учеными отчета о научных исследованиях, подтвержденного научными статьями. При оценке учитывать условия, в которых приходилось выполнять исследования. Нельзя определять ценность результатов фундаментальных исследований исходя из возможности их немедленного практического использования. Например, между открытием сверхпроводимости и началом ее практического использования прошло более полстолетия. Кроме того, состояние отдельных отраслей нашей промышленности снизилось до уровня, который не позволяет использовать некоторые результаты научных исследований. Такие исследования надо обязательно продолжать, а отрасль поднимать до мирового уровня, с которого она поднимется еще выше благодаря приоритету использования достижений отечественной науки.

10. Не требовать от директоров институтов высокой продуктивности собственных научных исследований, поскольку они заняты руководящей деятельностью.

Зарубежные ученые справедливо сомневаются в возможности российских коллег стабильно, без срывов, соблюдая взятые обязательства, вести исследования в отечественных лабораториях в нынешних условиях. Это нередко служит препятствием к: а) включению российских научных подразделений в международные научные кооперации, создаваемые для осуществления крупных, хорошо финансируемых из зарубежных источников исследовательских проектов; б) получению заказов на исследования от зарубежных компаний; в) осуществлению на паритетных началах совместных научных проектов. Это лишает нашу страну потенциальных источников дохода, весомость которого доказана опытом многих стран.

Наличие мощной, фундаментальной науки, охватывающей все возможные области, - одно из условий существования независимого государства. История это неоднократно подтверждала. Опыт двух последних десятилетий показал, насколько осторожно, четко просчитывая все будущие результаты, надо проводить преобразования. Иначе происходят разрушения, отбрасывающие страну назад, тормозящие рост ее благосостояния, мешающие ей войти в число мировых лидеров, занять место, которое по своему потенциалу она должна занимать. Только ясно промоделировав все последствия, до глубины разобравшись во всех нюансах процесса научных исследований, можно предлагать реформирование системы их организации. Например, введение универсальной цифровой оценки научного исследования может привести к тому, что часть наиболее трудоемких фундаментальных исследований будет оцениваться как неэффективная и лишаться финансовой поддержки. Это приведет к прекращению исследований, новому оттоку ученых за рубеж.

При тесном взаимодействии Минобрнауки и ученых, добиваясь взаимопонимания, проводя глубокий анализ ситуации и порождающих ее причин, благожелательно принимая взаимную критику, не боясь признания ошибок, исходя из ценности предложенных путей улучшения (независимо от ранга предлагавшего их лица) можно добиться решительного подъема отечественной науки.