Есть нюансы
24.06.2022
Источник: ПОИСК, 24.06.2022, Александр ШАРОВ, советник администрации Российского фонда фундаментальных исследований
Каким может быть научное
сотрудничество России и Запада?
После долгих обсуждений в правительстве США вопроса распространения
антироссийских санкций на сферу научного сотрудничества 11 июня Управлением научно-технической
политики Белого дома было опубликовано заявление о «свертывании» такого
взаимодействия на межправительственном уровне. Это решение распространяется на
разработку новых проектов, но оставляет возможность завершения ранее начатых.
Отмечается, что правительственным органам и научным центрам рекомендовано
ограничить взаимодействие с руководством российских государственных научных
организаций и вузов, а также с «теми, кто публично выразил поддержку» военным
действиям России на Украине, как это сделали ректоры ряда российских
университетов в своем известном коллективном заявлении. Подобная рекомендация
адресована прежде всего таким научным центрам, как Аргоннская национальная лаборатория
(Argonne National Laboratory) при Чикагском университете (University of
Chicago), занимающаяся программами в интересах Министерства энергетики США, или
Лаборатория Линкольна при Массачусетском технологическом институте (MIT Lincoln
Laboratory), работающая на Пентагон.
Вместе с тем объявленный таким образом официальный курс США на
свертывание научного сотрудничества с Россией оставляет многочисленным
неправительственным учреждениям, в частности, американским университетам, право
самим решать, следовать ему или нет, в зависимости от разных обстоятельств.
Этот «нюанс» в заявлении официального представителя Госдепа объясняется
«крайней децентрализованностью исследовательской системы США, где решения
принимаются с учетом очень многих факторов».
Указанным заявлением администрация президента США прервала более чем
трехмесячное молчание по поводу российско-американских научных связей, в
течение которого, судя по всему, шли закрытые консультации с лидерами научного
сообщества страны, какой должна быть официальная реакция на действия России в
отношении Украины. В Вашингтоне воздержались в этом случае от публичных дискуссий,
которые велись по поводу введения антироссийских санкций в таких областях, как
финансовые, торговые, визовые ограничения. Более того, администрация Байдена
предлагала в апреле ввести новые визовые правила, призванные облегчить переезд
в США российских ученых-диссидентов, недовольных политикой своей страны. (Этот
законопроект был отклонен в Конгрессе США ради достижения совместной поддержки
демократами и республиканцами закона о принятии дополнительного бюджета помощи
Украине.)
Ввиду отсутствия четкой официальной линии на свертывание научного
сотрудничества с Россией ряд американских университетов поспешил объявить в
одностороннем порядке о принятии собственных мер. Как это сделал тот же MIT,
объявивший о прекращении 11-летнего сотрудничества с научным центром Сколково.
Однако большинство американских университетов занялось поиском более
взвешенного подхода с учетом мнения своих сотрудников, а не призыва украинского
президента Зеленского «занять более активную позицию в поддержке Украины»,
прозвучавшего 16 мая в его видеообращении к участникам встречи Ассоциации
американских университетов.
По утверждению экспертов, взгляды формальных и неформальных лидеров
«разношерстного» исследовательского сообщества Америки существенно отличаются
от подхода к выстраиванию научного сотрудничества с Россией, которого придерживается
нынешнее политическое руководство США. Тысячи американских ученых и научных организаций
давно и успешно взаимодействуют с коллегами из России в таких далеких от
политики областях, как изучение климата, Мирового океана, здравоохранение,
космос и других. США фактически являются главным партнером России, если судить
по числу вышедших в период 2017-2019 годов совместных российско-американских
научных публикаций. По данным ЮНЕСКО, их было почти 15 тысяч, и они значительно
превосходят число подобных публикаций с соавторами из Германии, Франции,
Великобритании и Китая.
При таком раскладе руководство США обоснованно опасалось, что слишком
крутые меры в области ограничения научных связей с Россией могли вызвать
протесты и несогласие внутри страны, в том числе со стороны приверженцев
сохранения открытости научных связей с РФ, способных помочь, как это уже было в
прошлом, восстановлению основательно подорванных дипломатических контактов.
Объективности ради следует отметить, что задержка с официальной реакцией США по
поводу выстраивания дальнейшего научного сотрудничества с нашей страной могла отчасти
быть связана с тем, что буквально накануне объявления Россией начала ограниченной
военной операции на Украине в отставку со скандалом ушел Эрик Лендер, возглавлявший
в администрации президента США подразделение, отвечающее за разработку и
проведение научной политики.
С учетом вышеизложенного получается, что застрельщиком разрыва научных
связей с Россией выступает Евросоюз, ведущие участники которого во главе с
Германией объявили о приостановке сотрудничества в данной области едва ли не с
первых дней после начала событий на Украине. В частности, Еврокомиссия с 3
марта прекратила выплату грантов российским участникам исследовательских
проектов, финансируемых по линии рамочной программы «Горизонт Европы», и
призвала ускорить ассоциацию с антироссийской санкционной политикой такие
страны, как Канада, Япония, Новая Зеландия и Южная Корея, под лозунгом
«демократического единства в исследованиях». На прошедшей 10 июня встрече
министров науки 27 стран ЕС было принято коллективное заявление с дежурным
осуждением «российской агрессии», одобрением объявленных санкций и предложением
больше полагаться на научную дипломатию, «гарантирующую работу исследователей с
партнерами в странах, где соблюдаются основные принципы и ценности
справедливого международного сотрудничества». На прошедшей 14 июня во
Франкфурте под председательством Германии встрече министров науки стран
«большой семерки» в преддверии саммита G7 было также принято аналогичное по
смыслу (отражающее риторику ЕС, а не США) заявление, содержащее утверждения о
том, что научное сотрудничество становится вопросом ценностей, что свобода и
демократия являются основой для научного обмена, что надо взаимодействовать со
странами-единомышленниками и свертывать партнерство с автократиями, такими как
Китай и Россия.
Учитывая то, как неоднозначна и непоследовательна до сих пор позиция
США в вопросе продолжения научного сотрудничества с Россией, давать оценку
перспективам такого взаимодействия сложно и преждевременно. Его отдельные
участники с российской стороны (РАН, Роскосмос, Росатом, РФФИ, университеты и
многие другие), судя по всему, готовы к любому развитию событий, сохраняя
надежду на преобладание здравого смысла в рядах западных партнеров, понимание
ими истинного смысла и роли научной дипломатии в современных условиях.