http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f63a862a-a478-4db1-8038-b6f331f5de95&print=1© 2024 Российская академия наук
Каким может быть научное сотрудничество России и Запада?
После долгих обсуждений в правительстве США вопроса распространения антироссийских санкций на сферу научного сотрудничества 11 июня Управлением научно-технической политики Белого дома было опубликовано заявление о «свертывании» такого взаимодействия на межправительственном уровне. Это решение распространяется на разработку новых проектов, но оставляет возможность завершения ранее начатых. Отмечается, что правительственным органам и научным центрам рекомендовано ограничить взаимодействие с руководством российских государственных научных организаций и вузов, а также с «теми, кто публично выразил поддержку» военным действиям России на Украине, как это сделали ректоры ряда российских университетов в своем известном коллективном заявлении. Подобная рекомендация адресована прежде всего таким научным центрам, как Аргоннская национальная лаборатория (Argonne National Laboratory) при Чикагском университете (University of Chicago), занимающаяся программами в интересах Министерства энергетики США, или Лаборатория Линкольна при Массачусетском технологическом институте (MIT Lincoln Laboratory), работающая на Пентагон.
Вместе с тем объявленный таким образом официальный курс США на свертывание научного сотрудничества с Россией оставляет многочисленным неправительственным учреждениям, в частности, американским университетам, право самим решать, следовать ему или нет, в зависимости от разных обстоятельств. Этот «нюанс» в заявлении официального представителя Госдепа объясняется «крайней децентрализованностью исследовательской системы США, где решения принимаются с учетом очень многих факторов».
Указанным заявлением администрация президента США прервала более чем трехмесячное молчание по поводу российско-американских научных связей, в течение которого, судя по всему, шли закрытые консультации с лидерами научного сообщества страны, какой должна быть официальная реакция на действия России в отношении Украины. В Вашингтоне воздержались в этом случае от публичных дискуссий, которые велись по поводу введения антироссийских санкций в таких областях, как финансовые, торговые, визовые ограничения. Более того, администрация Байдена предлагала в апреле ввести новые визовые правила, призванные облегчить переезд в США российских ученых-диссидентов, недовольных политикой своей страны. (Этот законопроект был отклонен в Конгрессе США ради достижения совместной поддержки демократами и республиканцами закона о принятии дополнительного бюджета помощи Украине.)
Ввиду отсутствия четкой официальной линии на свертывание научного сотрудничества с Россией ряд американских университетов поспешил объявить в одностороннем порядке о принятии собственных мер. Как это сделал тот же MIT, объявивший о прекращении 11-летнего сотрудничества с научным центром Сколково. Однако большинство американских университетов занялось поиском более взвешенного подхода с учетом мнения своих сотрудников, а не призыва украинского президента Зеленского «занять более активную позицию в поддержке Украины», прозвучавшего 16 мая в его видеообращении к участникам встречи Ассоциации американских университетов.
По утверждению экспертов, взгляды формальных и неформальных лидеров «разношерстного» исследовательского сообщества Америки существенно отличаются от подхода к выстраиванию научного сотрудничества с Россией, которого придерживается нынешнее политическое руководство США. Тысячи американских ученых и научных организаций давно и успешно взаимодействуют с коллегами из России в таких далеких от политики областях, как изучение климата, Мирового океана, здравоохранение, космос и других. США фактически являются главным партнером России, если судить по числу вышедших в период 2017-2019 годов совместных российско-американских научных публикаций. По данным ЮНЕСКО, их было почти 15 тысяч, и они значительно превосходят число подобных публикаций с соавторами из Германии, Франции, Великобритании и Китая.
При таком раскладе руководство США обоснованно опасалось, что слишком крутые меры в области ограничения научных связей с Россией могли вызвать протесты и несогласие внутри страны, в том числе со стороны приверженцев сохранения открытости научных связей с РФ, способных помочь, как это уже было в прошлом, восстановлению основательно подорванных дипломатических контактов. Объективности ради следует отметить, что задержка с официальной реакцией США по поводу выстраивания дальнейшего научного сотрудничества с нашей страной могла отчасти быть связана с тем, что буквально накануне объявления Россией начала ограниченной военной операции на Украине в отставку со скандалом ушел Эрик Лендер, возглавлявший в администрации президента США подразделение, отвечающее за разработку и проведение научной политики.
С учетом вышеизложенного получается, что застрельщиком разрыва научных связей с Россией выступает Евросоюз, ведущие участники которого во главе с Германией объявили о приостановке сотрудничества в данной области едва ли не с первых дней после начала событий на Украине. В частности, Еврокомиссия с 3 марта прекратила выплату грантов российским участникам исследовательских проектов, финансируемых по линии рамочной программы «Горизонт Европы», и призвала ускорить ассоциацию с антироссийской санкционной политикой такие страны, как Канада, Япония, Новая Зеландия и Южная Корея, под лозунгом «демократического единства в исследованиях». На прошедшей 10 июня встрече министров науки 27 стран ЕС было принято коллективное заявление с дежурным осуждением «российской агрессии», одобрением объявленных санкций и предложением больше полагаться на научную дипломатию, «гарантирующую работу исследователей с партнерами в странах, где соблюдаются основные принципы и ценности справедливого международного сотрудничества». На прошедшей 14 июня во Франкфурте под председательством Германии встрече министров науки стран «большой семерки» в преддверии саммита G7 было также принято аналогичное по смыслу (отражающее риторику ЕС, а не США) заявление, содержащее утверждения о том, что научное сотрудничество становится вопросом ценностей, что свобода и демократия являются основой для научного обмена, что надо взаимодействовать со странами-единомышленниками и свертывать партнерство с автократиями, такими как Китай и Россия.
Учитывая то, как неоднозначна и непоследовательна до сих пор позиция США в вопросе продолжения научного сотрудничества с Россией, давать оценку перспективам такого взаимодействия сложно и преждевременно. Его отдельные участники с российской стороны (РАН, Роскосмос, Росатом, РФФИ, университеты и многие другие), судя по всему, готовы к любому развитию событий, сохраняя надежду на преобладание здравого смысла в рядах западных партнеров, понимание ими истинного смысла и роли научной дипломатии в современных условиях.