http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f777eb52-7c9f-4a23-9c37-d9b74deb6830&print=1© 2024 Российская академия наук
Сергей Юрьевич, что такое Национальный институт развития? Когда он появился и каковы цели и задачи его работы?
- Национальный институт развития недавно отметил свой десятилетний юбилей. Он был создан по моей инициативе как научно-дискуссионный центр с целью разработки стратегии развития России. Основная теоретическая задача института - интеграция научных исследований, которые проводят по этой теме ученые разного профиля. Собственно, НИР функционирует как междисциплинарный исследовательский центр. Среди его учредителей - ведущие научные институты отделения общественных наук РАН и ряд научно-технических центров промышленности. Мы работаем по нескольким приоритетным направлениям: это, в частности, повышение конкурентоспособности российской экономики, национальная безопасность, развитие национального предпринимательства и его традиционных форм, создание адекватной правовой основы ценовой политики государства. Главная прикладная задача нашего института - продвижение результатов исследований в практику государственного управления.
- Какие конкретные возможности вы намерены использовать для достижения этой цели?
- Возможностей много, но необходимо желание власть предержащих слушать рекомендации ученых. Нужна политическая воля, чтобы их реализовывать.
- Назовите основных стратегических партнеров, с которыми сотрудничает или собирается сотрудничать НИР.
- Это, прежде всего, ведущие научные институты отделения общественных наук РАН. Кроме того, мы поддерживаем рабочие контакты с авторитетными зарубежными учеными. Планируем возобновить совместный исследовательский проект по проблематике российских реформ с лауреатами Нобелевской премии по экономике. Активно сотрудничаем с промышленностью, в особенности с ее наукоемким сектором. Рассчитываем также на сотрудничество с экономическими ведомствами. В частности, недавно мы предложили разработку имитационной модели денежного обращения, заказчиками которой могли бы стать правительство и Центробанк.
- Вы не только известный экономист, но и политик. Исходя из этого, можно ли говорить о некой политической ангажированности вашего института?
- Из российской и мировой истории хорошо известно, что нет худшей беды для страны, чем невежественная и коррумпированная власть. И наоборот, власть просвещенная и ответственная может совершить экономическое чудо и принести много пользы своему народу. В эпоху научно-технического прогресса и экономики знаний власть просто обязана опираться на рекомендации науки. Это хорошо понимают в развитых и успешно развивающихся странах. Без консультаций с учеными там не принимается ни одно значимое экономическое решение. У нас же при колоссальном интеллектуальном потенциале и наличии уникальной организации научного сообщества - Российской академии наук - решения принимаются субъективно и безответственно, как в Средние века. И результаты оказываются соответствующими: сползание страны в мрачное средневековье с его чудовищной социальной дифференциацией, полицейским государством, бедным и больным населением.
Я хочу остановить эскалацию невежества в проводимой нашим государством социально-экономической политике. Национальный институт развития призван играть роль моста между наукой и практикой государственного управления, предлагая научно обоснованные решения актуальных проблем развития страны и критикуя ошибочные и деструктивные решения власти.
- Но на такую же роль претендуют и другие организации, Центр стратегических разработок, например. Чем НИР от них отличается?
- Прежде всего, объективностью. Наша задача - разработка мер социально-экономической и научно-технической политики государства в целях создания и обеспечения наиболее благоприятных условий для повышения благосостояния наших граждан и экономического роста России. При этом мы исходим не из догм, а из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, знания национальных конкурентных преимуществ и возможностей отечественного научно-производственного потенциала. Мы свободны от субъективных пристрастий и частных интересов, которые очень сильно влияют на проправительственные научные и экспертные организации. Они работают как подразделения, обслуживающие влиятельных лиц, занимаясь разработкой их заказов и апологетикой проводимой ими политики. При этом мы добиваемся публичной полемики с ними. Чем более открытым будет процесс принятия решений, формирующих политику государства, тем лучше.
- Видимо, полемика уже началась. Недавно вице-премьер Александр Жуков публично выразил критическое отношение экономической части правительства к вашим предложениям в налогово-бюджетной сфере.
- Несмотря на реакцию Жукова, правительство вынуждено будет прислушиваться к наши рекомендациям, потому что проводимая им политика приобретает все более абсурдный характер. В чем был смысл нашей полемики? Выступая в Госдуме, я сказал, что правительству не хватает интеллектуальной смелости по части использования нефтяных доходов и средств стабфонда, которые, как известно, инвестированы преимущественно в иностранные активы. В то время как сумма денег, которая стерилизуется правительством через профицит бюджета, равна всем поступлениям в федеральный бюджет от НДС, от налога на прибыль и от социального налога. В нашей стране можно было устроить "налоговый рай". Но вместо ответа по существу я получил массу критических замечаний. Жуков просто "передернул" мои аргументы, пытаясь отделаться демагогией. Такое полемическое шулерство говорит о том, что на самом деле правительству ответить нечего. Это становится все более очевидным обществу. И я уверен в том, что сила общественного мнения рано или поздно заставит власть с собой считаться.
- Вы заявили о том, что ради работы в институте вам пришлось отказаться от некоторых политических проектов. Не жалеете?
- Мой главный политический проект - успешное развитие нашей страны в общенародных интересах. К сожалению, политика государства идет не в этом направлении. Как можно, занимая первое место в мире по величине национального богатства на душу населения, оказаться на одном из последних мест по продолжительности и качеству жизни граждан? В этом и проявляется неэффективность нынешней власти, которая оказалась не в состоянии даже с пользой для страны распорядиться потоком нефтедолларов.
После государственного переворота 1993 г., породившего нынешнюю власть, я пытался бороться с проводимой ею политикой национального самоубийства политическими же методами, рассчитывая на народную поддержку. Для этого организовал народно-патриотический союз "Родина", который обратился к избирателям с научно обоснованной программой реализации общенародных интересов "Социальная справедливость и экономический рост". Наш успех на выборах испугал властвующую плутократию, она увидела в "Родине" угрозу своей монополии на безответственное управление страной. Шантажом и подкупом блок "Родина" был разрушен. Одновременно проведенная политическая реформа поставила процесс выборов под жесткий административный контроль. Выборы превратились в телевизионное шоу с актерами, утвержденными администратором, и заранее известным результатом. Граждан России лишили возможности выбирать государственную политику посредством голосования, заменив ее "политическим пиаром". У меня осталась возможность только интеллектуально влиять на власть, что в сложившихся условиях тоже непросто.
- Тем не менее, в конце прошлого года вы распространили обращение к лидерам многих политических партий с предложением объединить все народно-патриотические силы на базе разработанной НИР программы социально-экономического развития страны. Какие ответы вы получили? Насколько перспективно ваше предложение?
- Я убежден, что объединение необходимо, без него не будет победы. Более того, будут упущены последние возможности восстановления национального суверенитета в экономике и перехода на путь успешного социально-экономичес-кого развития. Сегодня личные амбиции политиков должны быть подчинены общему делу строительства ответственного, социального и эффективного государства. Пока еще есть возможности - мы обязаны это сделать. Общность программных целей и понимание научно обоснованных способов их реализации в условиях нынешней политической системы остро ставит вопрос об объединении всех народно-патриотических сил в одну политическую структуру.
Политическим лидерам пора осознать, что взаимоистребляющая конкуренция партий народно-патрио-тической направленности между собой губительна. Поэтому я и предложил объединиться на базе идеологической платформы общенациональной программы действий "Социальная справедливость и экономический рост", разработанной Национальным институтом развития. Программа подготовлена на основе научно обоснованных рекомендаций ведущих исследовательских центров нашей страны, обобщения отечественного и международного опыта, анализа программ влиятельных общественно-политических организаций народно-патриотической ориентации, а также с учетом социальной доктрины Русской православной церкви.
На данный момент я еще не получил ответов от всех адресатов обращения. Поэтому пока рано делать выводы о том, кто действительно готов к широкому объединению сил и реальной политической борьбе, а кто предпочитает рассеивать ресурсы, конкурируя с коллегами по народно-патриотическому движению.