http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=f8073d87-56f9-4b7d-b470-4ba5d185b941&print=1
© 2024 Российская академия наук

СВОЙ ТЕЛЕКАНАЛ - ЭТО ОЧЕВИДНОЕ

05.08.2005

Источник: Новые известия, ИРИНА РУСАНОВА

Хотя до сих пор для Сергея Капицы невероятное

УЖЕ со СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА ДОЛЖЕН НАЧАТЬ ВЕЩАНИЕ НОВЫЙ СПУТНИКОВЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ "МИР ЗНАНИЙ", КОТОРЫЙ ВОЗЬМЕТ НА СЕБЯ ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. ВОЗГЛАВИТ ЕГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, БЕССМЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММЫ "ОЧЕВИДНОЕ -НЕВЕРОЯТНОЕ" СЕРГЕЙ КАПИЦА. С НИМ МЫ И ОБСУЖДАЕМ БУДУЩЕЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕЛЕКАНАЛА.

- Сергей Петрович, как возникла идея телеканала?

- Идея научно-просветительского канала витает в воздухе. Трудно не заметить на нашем телевидении полное отсутствие систематической информации о развитии науки. Образовательных программ также явно не хватает. А ведь именно просветительское телевидение объединяет народ, задает ему общую систему координат, способствует развитию общества. Именно поэтому Евразийская академия телевидения и радио подняла вопрос о создании в России общественно ответственного телевидения в противовес общественно безответственному, которое мы имеем сейчас. Поддерживает нас и правительство Москвы.

- Что такого произошло за последнее время в столице, что московские чиновники заинтересовались таким непростым и явно неприбыльным делом, как создание научно-популярного телеканала?

- Мы живем в очень сложном информационном мире, в котором знания и интеллектуальные ресурсы - самый ценный человеческий капитал. К примеру, в Германии вот уже пять лет оборот в области информационных технологий превышает оборот в области автомобильной промышленности, а ведь совсем недавно производство автомобилей было основой немецкой экономики. Индия экспортирует программный продукт на 25 миллиардов долларов в год, да к тому же отобрала наше привычное звание "самой читающей страны в мире". Наконец-то и наши чиновники стали понимать, что интеллект населения - это то, от чего зависит будущее страны. К тому же организация канала "Мир знаний" - серьезный шаг, направленный против того, чтобы Россия стала сырьевым придатком западных стран.

Как явствует из названия, канал "Мир знаний" будет выполнять образовательные и просветительские функции. Но, кроме того, он должен способствовать объединению сопредельных стран вокруг российской науки и культуры. Подобные примеры в истории уже были. После распада Британской империи правительство Великобритании стало уделять большое внимание английскому языку как инструменту политического влияния. Во Франции есть целое министерство франкофонии, задача которого -укрепление национального влияния через французскую культуру. В Германии этой проблемой занимается Институт Гете. У нас в этом плане также хорошие перспективы, поскольку очень много наших граждан сейчас живут за рубежом, не говоря уже о русскоязычной аудитории стран-соседей.

- Каким, с вашей точки зрения, должен быть новый телеканал? На какой информационный продукт ориентироваться? Какие передачи показывать?

- Во-первых, научно-популярное кино. Год назад было заседание коллегии Минкультуры, которая выделила определенную сумму на поддержание этой увядающей отрасли, в частности было решено восстановить студию научно-популярных фильмов. В ближайшее время Евразийская академия телевидения и радио планирует провести фестиваль научно-популярного кино, чтобы оценить состояние этой области. Возможно, будем использовать материалы и опыт британского канала "Дискавери" и пользующиеся огромным спросом во всем мире фильмы Би-би-си. Более того, такие фильмы приносят коммерческий доход их производителям. Несомненно, следует возродить "Российские университеты", то есть систематическое преподавание по телевидению. Эта программа тоже корнями из Англии. Сначала на Британских островах обучающие программы стали регулярно выходить по радио, затем появились на телевидении. Со временем "Открытый университет" взял на себя очень серьезные образовательные функции, лекции в них читали профессора высочайшего класса. Нечто подобное было и в Советском Союзе, однако качество преподавания оставляло желать лучшего. "Российские университеты" необходимо восстановить с учетом ошибок прошлого и в соответствии с требованиями нашего времени. Средства, которые требуются на реализацию проекта, не так велики, особенно если вести дела разумно и не пытаться на этом нажиться. Правда, это не принесет таких доходов, как водка и астрология.

- Не повторит ли "Мир знаний" судьбу вашей программы "Очевидное - невероятное", закрытой на Первом канале в начале 90-х и только недавно восстановленной на ТВЦ?

- "Очевидное - невероятное" закрыли, поскольку тогдашнее руководство каналами давало дорогу всяким ведьмам и колдунам. Любое ничтожество могло выйти на всероссийский уровень через телевидение. Сказка, предание - это определенная стадия развития, как бы детство науки, поскольку древний человек называл чудом то, что не мог объяснить. Наивные фантазии и мифы сделали возможным появление высокого искусства. Ребенку сказки нужны, но мне кажется, что многие взрослые люди так и не вышли из детства, а многие в наши дни уходят от серьезного отношения к вещам. Я говорю не только о науке, но и о личных отношениях, об отношении к обществу и стране. Телевидение же пятнадцать лет сознательно дурит своих зрителей, внушает им веру во всякую мистику и лжемедицину. Многие программы на нашем ТВ мне напоминают какой-то шабаш ведьм. В свое время я выступал по этому вопросу на Совете министров и сказал прямо: "Может быть, такой страной дураков будет легче править, но будущего у нее нет". Надеюсь, сейчас ситуация начинает меняться к лучшему.

- Когда реально телеканал "Мир знаний" начнет вещание?

- Еще рано называть какие-то конкретные сроки. Во-первых, нужно найти организационные, экономические и хозяйственные формы для реализации проекта. Очень важна политическая воля, решение на самом высоком уровне, поскольку надо переломить существующую систему. А система, безусловно, будет сопротивляться. Если мы выступаем от имени социально ответственного телевидения, то в той же степени мы можем обратиться к социальной ответственности капитала и делового мира. Самое главное, что вопрос об образовательном телевидении поставлен и, несомненно, отвечает настроениям людей и требованиям общества. А это уже немало.