ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ О НАУКЕ?
31.08.2012
Источник: Наука и технологии России,
Σ Муравьёва Марина
О подготовке проект доклада «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых учёных на проблемы и перспективы»
Координационный совет по делам молодёжи в научной и образовательной сферах подготовил проект доклада «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых учёных на проблемы и перспективы». Все желающие могут принять участие в доработке этого документа – замечания принимаются до 15 сентября по адресу koorsovet.doklad@gmail.com. После обсуждения доклад отправят в Совет по науке и образованию при Президенте России, а дальше будут ждать, что к предложениям молодёжи прислушается руководство страны.
Справка:
Согласно докладу, в России насчитывается:
более 135 тысяч молодых исследователей – без учёной степени и кандидаты наук – до 35 лет, а также доктора наук до 40;
около 130 тысяч молодых преподавателей высшей школы до 40 лет, занятых научной работой,
несколько сотен тысяч молодых специалистов – инженеров наукоёмких отраслей экономики;
около 160 тысяч аспирантов и докторантов,
сотни тысяч студентов, проявляющих интерес к науке.
Если в 2006 году число исследователей до 40 лет составляло чуть больше 30%, то в 2010-м эта доля возросла до 35,5. При этом доля исследователей старшего возраста – от 60 лет выросла с 22,1 до 25,8%. Сам вид структуры далёк от «пирамиды», когда «конкурирующих» молодых всегда больше, чем «заслуженных» старших
Почти в 200-страничном докладе рассмотрены чуть ли не все проблемы российской науки: и её неэффективность, и низкая публикационная активность, и утечка лучших умов за границу... Приведены результаты опроса молодых учёных, в котором Координационный совет охватил свыше тысячи человек. На вопрос «Что мешает молодым людям заниматься наукой и инновациями?» последовали вполне ожидаемые ответы. На первом месте оказалась позиция «недостаточно оплачивается труд учёного, изобретателя» (74%), на втором – «трудно сочетать работу с семьёй – необходимо, в частности, отдельное жильё» (67%), на третьем – «бюрократические препоны для инновационной, венчурной деятельности» (54%), на четвёртом – «сама молодёжь не заинтересована, у неё другие ценности» (44%).
Помимо увеличения в несколько раз стипендий аспирантам и зарплат учёным и преподавателям предлагается также ввести такой механизм поддержки учёных, как индивидуальные зарплатные гранты (стипендии). Рассчитывать на них смогут все штатные сотрудники государственных учреждений образования и науки, независимо от должности и возраста, на основании их публикационных показателей. Разумный размер гранта, считают авторы, должен составлять 30 тысяч рублей в месяц при условии публикации в среднем не менее двух статей в год в журналах, включённых в базу данных Web of Science, на протяжении последних трёх лет. Кроме того, исследователи, публикующие статьи в наиболее авторитетных международных журналах, смогут рассчитывать на гранты в 60 тысяч рублей.
Срок предоставления индивидуального гранта – 3 года с возможностью продлить его ещё на 2 года. Расходы на программу индивидуальных зарплатных грантов оцениваются примерно в 6–10 миллиардов рублей в год. По данным Web of Science, две и более статей в год в России публикуют около 10 тысяч исследователей.
Помимо финансовых и социальных вопросов в докладе делается акцент на усилении роли молодёжи в госполитике. Как показал упомянутый опрос, молодые учёные считают, что их мнение недостаточно учитывается при принятии государственных, региональных и отраслевых решений. «Пора целенаправленно, на государственном уровне начать работу с будущими лидерами науки и образования, создавать кадровый резерв, не “пассивно-списочный”, а активный и деятельный, единый для всей страны, – говорится в проекте доклада. – Целесообразно постепенно двигаться в сторону единого кадрового резерва научно-образовательной сферы (без ведомственных, отраслевых или локальных барьеров)…».
Значение доклада STRF.ru прокомментировал ответственный секретарь Координационного совета Алексей Андреев: «Со времени первого доклада прошло почти пять лет. Затем мы занимались более конкретными вопросами, например, как расширить меры поддержки научной молодёжи. В новом большом докладе мы постарались более фундаментально представить своё видение развития в стране науки и роли молодых учёных. Конечно, мы приводим конкретные предложения. Но главное здесь не зарплаты, не социальные аспекты. Думаю, сейчас наука снова приобретает то стратегическое значение, которое имела когда-то. Со своей стороны мы выступаем за формирование кадрового резерва молодых лидеров, которых бы привлекали к реализации конкретных проектов, спрашивали их мнение как экспертов при выработке различных решений. Работа кадрового резерва не требует больших расходов. Необходимо дать выход молодёжной активности, посмотреть, кто на что способен.
Настало время, когда надо всерьёз задуматься о том, как системно работать со своей сменой в научном сообществе. Иначе возрастной провал приведёт к тому, что придётся (и уже часто приходится) назначать на должность директоров и руководителей молодых, но не готовых к этому людей. По правде говоря, сейчас поколение с поколением разговаривает на разных языках. Возьмите любой диалог об организации научно-образовательной сферы представителя органа управления образованием и наукой, директора института или ректора вуза и молодого учёного младше 30, и вы увидите это, что называется, невооружённым глазом. Мы потеряли единство научного сообщества, общность цели важной социальной группы, с которой в развитых странах привыкли постоянно обращаться за советом. Нужны такие проекты, как “кадровый резерв”. Я бы не упирал на конкретное название, но хотел подчеркнуть, что нужна системная работа с будущими лидерами. Их нужно готовить и подключать к выработке стратегии развития российской науки. И, главное, слышать, что они говорят».