http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=fd54e9af-2870-49c8-af1c-380bf87b3f48&print=1© 2024 Российская академия наук
Президент ликвидировал два ведомства и передал их функции минобрнауке
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому упраздняется Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование). Функции обоих агентств передаются министерству образования и науки РФ.
Эксперты приветствуют это решение. По их мнению, теперь министерство получит реальные рычаги управления, что повысит оперативность принятия решений и их эффективность. Согласно указу минобрнауки является правопреемником Роснауки и Рособразования в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Эти агентства были созданы в 2004 году и находились в ведении минобрнауки России. Роснаука, в частности, проводила государственную политику в научной сфере, управляла государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, являлась заказчиком федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов. Возглавлял Роснауку Сергей Мазуренко.
Рособразование, которым руководил Николай Булаев, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.
Ведомство занималось организацией работы образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, повышением квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования
Сейчас в ведении минобрнауки остались две федеральные службы - Роспатент, возглавляемый Борисом Симоновым, и Рособрнадзор, которым руководит Любовь Глебова. Роспатент осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков, а также результатов интеллектуальной деятельности, соблюдение интересов России, физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемых в рамках международного научно-технического сотрудничества.
В функции Рособрнадзора входит лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений, аттестация научных и педагогических работников высшего профессионального образования, аттестация выпускников образовательных учреждений, подтверждение и нострафикация документов об образовании.
Что касается уже бывших руководителей, то, в частности, Николай Булаев рассчитывает, что ему найдется место в обновленной системе минобрнауки России: "На сегодняшний день ситуация требует принятия более динамичных решений, и нет времени на согласование и принятие разного рода решений министерством, агентством и службами. На мой взгляд, это решение позволит придать нашим действиям больший динамизм, большую логику, большую оперативность и, может быть, в конечном итоге большую ответственность".
Представители образовательного сообщества выразили надежду, что устранение дублирующих функций повысит эффективность документооборота и расходования бюджетных средств. По мнению Виктора Болотова, который возглавлял Рособрнадзор с марта 2004 года по март 2008 года, "уменьшение еще одной ветви исполнительной власти оптимизирует процедуру прохождения документооборота, повышает оперативность принятия решений". "На самом деле, когда одна структура думает - министерство, а вторая распределяет деньги - агентство, то, как ни оптимизируй процедуру принятия решений, то все равно появляется некоторый дисбаланс, когда деньги идут не всегда на те приоритеты, которые определяет министерство", - считает Болотов.
С ним согласен и ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, заявивший, что "цель реформы простая - исключение дублирования в управлении образованием и наукой". Реформа позволит существенно укрепить кадрами ключевые направления развития образования.
Что касается российских ученых, то они надеются, что решение президента сделает административную структуру в научной сфере более ясной и в конечном счете повысит эффективность управления.
"Создание при министерствах агентств было ошибочным шагом. Ведь реальные деньги отдали в руки агентств, а министерства должны были заниматься законодательной деятельностью", - считает вице-президент РАН Геннадий Месяц. Его поддерживает заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН и Университета Ратгерса (США) доктор биологических наук Константин Северинов, сказавший, что раньше, когда министерство разрабатывало политику, а исполняли ее федеральные агентства, минобрнауки не могло реально контролировать процесс. Оно выделяло деньги агентствам, но не имело реальных рычагов для исполнения того, что запланировано.
А вот академик-секретарь Отделения физических наук РАН Виктор Матвеев отмечает, что ученые в последнее время ожидали другого решения - разделения минобрнауки на министерство образования и структуру, занимающуюся исключительно вопросами науки. Он выразил опасение, что ликвидация Роснауки и передача его функций министерству "растворит науку в проблемах образования".