http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=fdcc6814-62eb-4e0f-8516-b72ff243ab7b&print=1© 2024 Российская академия наук
Когда общество переживает какой-то слом, когда меняется система ценностей, тогда люди хотят получить определённые ориентиры в этом мире — и наступает звёздный час философии. Мы сейчас находимся именно в такой ситуации, считает главный редактор журнала «Вопросы философии» Владислав Лекторский.
Справка STRF.ru:
Лекторский Владислав Александрович, главный редактор журнала «Вопросы философии», заведующий отделом эпистемологии и логики и сектором теории познания Института философии РАН, заведующий кафедрой эпистемологии и логики философского факультета Государственного университета гуманитарных наук при РАН, председатель экспертного совета по социальным наукам Российского гуманитарного научного фонда, заместитель руководителя научного совета по методологии искусственного интеллекта при Отделении общественных наук РАН, доктор философских наук, академик РАН Владислав Лекторский: «Сейчас в обществе есть запрос на философское знание. Почти половина читателей “Вопросов философии” — не философы. Конечно, в советское время эта дисциплина преподавалась такими методами, что людей отучили от отношения к ней как к чему-то действительно важному. Но, к счастью, всех отвратить не удалось» Как ранее писал STRF.ru, в свет вышли три первых книги из серии «Философия России второй половины ХХ века», посвящённой творчеству выдающихся российских мыслителей 1950—1990-х годов прошлого столетия. Это совместный исследовательский и издательский проект Института философии РАН, Некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» и издательства «Российская политическая энциклопедия». Всего к концу 2009 года планируется издать 21 том о таких мыслителях мирового значения, как Александр Зиновьев, Алексей Лосев, Михаил Бахтин, Валентин Асмус и многих других. Насколько эта серия будет интересна читателям, с таким вопросом мы обратились к главному редактору журнала ««Вопросы философии» Владиславу Лекторскому.
В СССР в вузах были такие легендарные предметы, как марксистско-ленинская философия, истмат, диамат. Поэтому у многих людей словосочетание «философия России второй половины ХХ века» вызывает вполне определённые ассоциации.
Насколько выдающиеся советские философы той поры работали в русле официальной идеологии?
— Классик современной философии немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер говорил так: «Философствование — единственный способ вести свободное и творческое существование». Человек несвободный философствовать не может. Поэтому хотя в годы советской власти марксизм-ленинизм и был официальной государственной идеологией и насаждался в вузах, не все выдающиеся философы той поры в обязательном порядке были марксистами. Например, Алексей Лосев и Михаил Бахтин марксистами никогда не были и в партии не состояли. Более того, Лосева вполне можно назвать, в том числе, и религиозным мыслителем. Мераб Мамардашвили, конечно, в начале своего творческого пути очень увлекался марксизмом, но потом отошёл от него совсем. Кто себя действительно считал убеждённым марксистом до конца своих дней, так это Эвальд Ильенков. Но надо понимать, что у него было довольно своеобразное понимание Маркса. Вообще следует проводить чёткое различие между официальным марксизмом и философией Маркса. Знаете, есть такой анекдот: «Маркс как-то сказал, что он не марксист».
Тот всплеск философской мысли, который мы имели во второй половине прошлого столетия, к официальной идеологии имеет мало отношения. Люди работали в очень ограниченных рамках и что-то стоящее говорили тогда, когда доходили до чего-то серьёзного. Конечно, на вопросы, связанные с пониманием общества и власти, было бессмысленно высказываться в принципе, но проблематика, касающаяся познания, сознания, человека, начиная с 1950-х годов, отрабатывалась очень активно. Многие идеи, которые только сейчас появляются на Западе, уже в то время было высказаны нашими философами.
В современной философии эти идеи получили развитие?
— Конечно, получили. Например, Ильенков и его оригинальная концепция понимания идеального. Сейчас в России очень много исследователей его творчества, его учеников. Проводятся конференции, семинары, в том числе и международные. В Финляндии в Александровском институте Университета Хельсинки есть центр по изучению творчества Ильенкова. Там философы, педагоги, гуманитарии развивают его идеи применительно к каким-то конкретным вещам. Это я вам только один пример привёл, а ведь такое можно рассказать о любом нашем философе второй половины ХХ века. Вот на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в ноябре этого года проводилась международная конференция «Зиновьевские чтения», посвящённая творчеству другого нашего мыслителя того времени — Александра Зиновьева.
То есть наша философия сейчас пребывает в хорошем состоянии?
— Конечно. Это социогуманитарные науки сейчас переживают период кризиса, а в философии всё очень хорошо. Есть масса интересных, а главное, молодых людей, есть какие-то свежие идеи. Например, один из моих аспирантов недавно подготовил очень хорошую диссертацию «Мамардашвили — Ильенков: философия диалектики». И у нас в журнале много молодёжи работает.
Стоит отметить, что в обществе сейчас есть запрос на философское знание. Я как главный редактор «Вопросов философии» могу сказать, что почти половина наших читателей — не философы. Конечно, в советское время эта дисциплина преподавалась такими методами, что людей отучили от отношения к ней как к чему-то действительно важному, а также от чтения философских книг. Но, к счастью, всех отвратить не удалось.
Получается, в будущем нас ожидает взлёт в этой области знания?
— Я думаю, что да. Звёздный час философии наступает тогда, когда общество переживает какой-то слом, когда меняется система ценностей, когда люди хотят получить определённые ориентиры в этом мире. В сложные периоды жизни общества для философии открываются новые возможности. Мы сейчас находимся именно в такой ситуации.