http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=fe1881ce-a0cd-4958-bad2-3d5e6f8a208a&print=1
© 2024 Российская академия наук

Космос кризису недоступен

26.08.2009

Источник: РосБалт, ЧУБАХА Игорь



На совещании по вопросу реструктуризации ракетно-космической промышленности председатель правительства РФ Владимир Путин подчеркнул, что космическая отрасль должна сконцентрироваться на ряде перспективных направлений. «Это — пилотируемая космонавтика, производство космических аппаратов и ракет-носителей, предоставление услуг по запуску космических грузов», — уточнил Путин.

В сфере пилотируемой космонавтики самой «заветной» мечтой, наверное, следует считать полет человека на Марс. И во вторник на Международном аэрокосмическом конгрессе IAC’09 глава представительства НАСА в РФ Марк Боуман «пригласил» Россию к совместному участию в марсианской экспедиции.

«Представим себе, что полет на Марс будет в ближайшее время, и попробуем его спланировать, — заявил Боуман. — В пилотируемом полете на Марс должен быть задействован международный экипаж и использованы научные достижения, полученные от реализации проекта МКС. Руководить проектом полета на Марс должны НАСА и Роскосмос, но при участии международных космических агентств». Правда, по мнению представителя НАСА, такой полет возможен только после завершения проекта МКС и полета на Луну. То есть, после 2020 года.

Со своей стороны академик РАН Борис Черток дал идее полета на Марс достаточно пессимистическую оценку. «Что касается разговоров о предстоящей чуть ли не завтра экспедиции на Марс, то, по моему убеждению, его надо исследовать с помощью автоматов-марсоходов, — заявил академик. — С пилотируемой экспедицией, учитывая затраты и огромный риск, в ближайшие 50, а то и 100 лет можно не спешить».

По его словам, затраты на такую экспедицию составят $250–300 млрд (по оценкам экспертов, экипаж должен быть не меньше 8 человек). И если таковые деньги найдутся, считает Черток, их можно потратить и в космосе, и на Луне с гораздо большей пользой. «Я не вижу необходимости сегодня заниматься подготовкой пилотируемой экспедиции на Марс, — резюмировал российский ученый. — Вероятно, в ближайшем будущем полетит еще много самоходных аппаратов. Они исследуют Марс гораздо лучше, чем человек, который проведет год в полете только в одну сторону, присядет на Марс, и тут же должен готовиться к отбытию обратно, если только сумеет вернуться на Землю».

Академик отметил, что «за всю историю пилотируемых полетов человеком, находящимся в космосе, не было сделано каких-либо новых фундаментальных научных открытий». Поэтому в качестве ученого человек нужен не в космосе, а на Земле — для анализа данных, полученных от автоматических космических аппаратов. С другой стороны, в космосе человек востребован «как строитель, монтажник, высотник», в частности, для создания постоянной базы на Луне.

То есть, на ближайшее будущее для РФ крупнейшим космическим проектом, где задействован человек, является Международная космическая станция (МКС). «Россия, развертывая свой сегмент станции и проводя на нем разнообразные научно-технические эксперименты, одновременно обеспечивает транспортное обслуживание работ по МКС с помощью пилотируемых кораблей типа «Союз» и грузовых типа «Прогресс», — уточнил замруководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.

В то же время в России разрабатывается новый пилотируемый корабль многоразового использования, способный полететь на Луну.

Эскизный проект должен быть разработан к сентябрю 2010 года. Это семейство из четырех ракет-носителей (рабочее название «Русь-М») грузоподъемностью от 16 до 60 тонн «В 2015 году планируется осуществить первый запуск нового «грузовика» и начать испытания пилотируемых кораблей, а 2017 год — это окончательный срок для запуска пилотируемого корабля», — сообщал весной нынешнего года глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

При этом перед салоном «МАКС-2009» руководитель Роскосмоса констатировал: «Только три страны в мире — США, Россия и Китай — реализуют весь комплекс направлений космической деятельности, в том числе, пилотируемую космонавтику».

И поскольку новый корабль «Русь-М» разрабатывается в пилотируемом и непилотируемом вариантах, проект является ответом и на вторую, поставленную Путиным задачу — развивать производство космических аппаратов (КА) и ракет-носителей (РН).

В то же время, по словам Давыдова, в настоящее время российская орбитальная группировка с учетом КА системы ГЛОНАСС включает более 50 спутников. «Одной из основных задач Федеральной космической программы России до 2015 года (ФКП-2015) является наращивание количественного состава орбитальной группировки отечественных КА, — заявил Давыдов. — В соответствии с ФКП-2015 ожидается увеличение числа КА к 2015 году более, чем в два раза по сравнению с существующим». При этом кроме увеличения числа предусматривается наращивание уровня их технических характеристик.

Уже в октябре нынешнего года планируется отправить к спутнику Марса Фобосу КА «Фобос-Грунт». Проект кроме прочего предполагает отбор образцов грунта, то есть включает посадку КА на поверхность небесного тела.

На «подходе» автоматическая межпланетная станция для исследования Луны – «Луна-Глоб». «Запуск ее намечен на 2012 год. Этот аппарат разработан в НПО имени Лавочкина и предназначен для облета Луны, подготовки и выбора площадок для лунохода, исследования ядра Луны с помощью пенетраторов — специальных устройств, которые должны проникнуть далеко вглубь лунной поверхности, и для выполнения других задач», — пояснил Перминов. Следующий проект — КА «Венера-Д»...

Наконец, в перспективе, по словам Давыдова, на смену обычным модулям МКС придут принципиально новые аппараты «Ока-Т» и «Возврат-НКА».

По сути «Ока-Т» является космическим автоматическим заводом по производству уникальных материалов и препаратов, которые невозможно изготовить в земных условиях. Такой завод будет причаливать к орбитальным космическим станциям только для техобслуживания, загрузки исходных материалов и разгрузки продуктов переработки. А модуль «Возврат-НКА» в аналогичном режиме будет использоваться для проведения экспериментов.

Достаточно благополучные перспективы у России и в вопросах предоставления услуг по запуску космических грузов. «Россия занимает ведущую позицию в мире по количеству пусков ракет-носителей (около 40%) и лидирует в области оказания пусковых услуг», — заявил Давыдов.

При этом, по оценке генерального директора Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Александра Фадеева, выполняемые Россией коммерческие запуски иностранных КА составляют уже 45% всех российских запусков. «И это не предел, — считает Фадеев. — Наш запас ресурсов позволяет обеспечить стартовыми услугами ракетно-космическую отрасль не только России, но и других стран на много лет вперед».

Правда, в сфере РН идет своя гонка технологий, и конкуренты «не спят». Поэтому на «МАКС-2009» в объединенной экспозиции Роскосмоса был представлен ряд ракет-носителей. Например, Самарское «ЦСКБ-Прогресс» представило «Союз 2-3». Это трехступенчатая ракета-носитель среднего класса, являющаяся модернизированным вариантом ракеты-носителя «Союз-2». «Основное отличие «Союз-2-3» от «Союз-2» заключается в использовании центрального блока новой разработки, — пояснил Перминов. — Грузоподъемность «Союз-2-3» увеличена примерно на 38% за счет применения в центральном блоке двигателя с более высокими в сравнении с «Союз-2» характеристиками (по тяге и удельному импульсу тяги).

Следующий крайне любопытный экспонат — макет стартового комплекса ракета-носитель «Союз-СТ» в космическом центре во Французской Гвиане. «Этот комплекс должен обеспечивать все виды работ по подготовке и запуску с помощью ракеты-носителя «Союз-СТ» различных полезных нагрузок на требуемые орбиты, — пояснил глава Роскосмоса. — При этом планируется осуществить не менее 50 пусков за 15 лет». «Первые две наши ракеты будут отправлены (в Гвиану — прим. ред.) в ноябре», — обещает гендиректор «ЦСКБ – Прогресс» Александр Кирилин.

Наконец, на совещании Путин подчеркнул, что «особое внимание следует уделить универсальному ряду ракет-носителей «Ангара». По словам руководителя ЦЭНКИ, в июле в подмосковном Сергиевом Посаде прошли огневые испытания первой ступени этого РН. «Первые летные испытания планируется проводить на космодроме Плесецк, — уточнил Фадеев. — На Байконуре первый запуск предполагается осуществить в 2012 году».

Однако есть здесь и своя «ложка дегтя». Запущенная во вторник в Южной Корее ракета-носитель KSLV-1 не смогла вывести спутник STSAT-2 весом в 100 кг на расчетную орбиту. А в создании корейского РН российские разработчики принимали самое деятельное участие — по мнению зарубежных экспертов, в южнокорейской ракете «обкатывается» множество элементов будущей «Ангары». Теперь в ГКНПЦ имени Хруничева заявляют, что «зона ответственности» Роскосмоса ограничивается первой ступенью KSLV-1, которая отработала штатно. То есть, как бы, в срыве вывода российского спутника Россия не виновата. Но еще нет результатов официального расследования, а там выводы могут быть совершенно другие.

Подытоживая, можно сказать, что на данный момент у российской космической отрасли нет недостатка в перспективных проектах. Однако, с одной стороны, есть отставание в ряде технологий элементной базы. С другой стороны, отрасль крепко «забуксовала» на этапе реструктуризации. «Сейчас Роскосмос проводит масштабную реорганизацию всего ракетно-космического блока отечественной промышленности, — заявил глава правительства. — Однако этот процесс идет медленно».

Как отметил Путин, в настоящее время реально сформированы и работают в виде интегрированных структур только четыре предприятия. «Это — космический центр имени Хруничева, РКК «Энергия», ракетный центр «ЦСКБ-Прогресс» и научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Пилюгина, — выразил недовольство премьер-министр. — По остальным наблюдается задержка в проведении необходимых организационных процедур». «Никаких госкорпораций в ракетно-космической отрасли создаваться не будет, — позднее уточнил вице-премьер Сергей Иванов. — Это будут открытые акционерные общества с государственным и частным капиталом».

Впрочем, исходя из того, что на совещании не звучали обещания найти виноватых, можно сделать вывод — «негативные тенденции» в российской космической отрасли не зашли так далеко, чтобы призывать кризис-менеджеров. Как, например, в автопроме.

У российской ракетно-космической промышленности есть будущее. «Космонавтика — одна из немногих отраслей, где Россия занимает ведущее место наравне с экономически развитыми государствами», — не кривя душой, заявляет Перминов.