Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Страница 33

 

Неизвестный художник.

Сросшиеся туловищами близнецы

с аномалией нижних конечностей.

Бумага. Акварель, тушь, карандаш. 

47,8 х 29,6 см. 1735 г.

СПФ АРАН. P. IX. Оп.  4. Д.  742. Л.  1.

 

шведа, изучавшего древности и позднее ставшего членом шведской Академии наук (он с конца 1735 по май 1736 года жил в Петербурге), в нижнем зале Библиотеки полки были «украшены портретами ученых мужей и хорошей фламандской живописью» [1]. На гравюре в «Палатах Санктпетербургской Академии наук…» в зале второго этажа мы видим два больших глобуса.

Пройдя Библиотеку, попадаем в анатомический театр, расположенный амфитеатром. По четырем секторам полукругом расположены одна над другой скамейки. По свидетельству шведа К.Р. Берка публичные вскрытия проводились редко. Это, нам кажется, отвечало замыслу всего музея: обучать и развивать науки. Поэтому в анатомическом театре проводились вскрытия как инструмент научной деятельности, а не «спектакль» для публики. В зале анатомического театра в 12 шкафах стояли препараты, полученные в ходе этих самых вскрытий. За анатомическим театром были отгорожены три «каморки», в которых работали прозекторы и их помощники, тут же находились медицинские инструменты.

Залы Кунсткамеры имели анфиладное построение, поэтому из анатомического театра можно было свободно пройти в другой зал, в котором хранилась знаменитая анатомическая коллекция Фр. Рюйша. Шкафы, которые располагались вдоль стен, вмещали препараты отдельных органов человека: кожа, мускулы, мозг и т.д. Но, как справедливо заметил А.Э. Серебряков, если у самого Рюйша в его «Tesaurus» экспонаты одного и того же рода были рассыпаны по разным шкафам, в петербургской Кунсткамере «все препараты одного рода группировались в одном или двух шкафах: например: de cute (о коже) в шкафах 1 и 2; de myologia (о мышцах) – шкаф 3; de cerebro (о мозге) – шкафы 4 и 5…» [2]. Анатомическая коллекция неизменно привлекала и привлекает по сей день самое пристальное внимание посетителей музея.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд