Подтверждением тому и существование нескольких редакций получившего теперь мировую известность автобиографического жизнеописания протопопа Аввакума. Несомненно, что он каждый раз воспроизводил свое Житие заново, из памяти, не пользуясь никакой усредненной письменной текстовой основой. Да и сложно предположить существование каких-то «черновиков» у сидящего в земляной тюрьме за полярным кругом узника.
Что же все-таки представляет собой старообрядческая рукописная книжность в нашей отечественной культуре? Да, это своего рода исторический прецедент, когда в России, христианской стране, вполне соответствующей или старающейся соответствовать остальному христианскому миру в своем цивилизационном развитии, на протяжении трех веков продолжают воспроизводить «от руки» духовное наследие Древней Руси. Не от хорошей жизни, разумеется, поскольку официально старообрядцам не дозволено держать типографии. Да, старообрядцы существуют под постоянным, пристальным надзором синодальной и государственной власти. Но они существуют, они осознают себя хранителями истинной православной веры, завещанной дедами и прадедами. Они едины в своем отрицании «троеперстия», измененного написания имени Господня, четверения «аллилуйи», неприятии «латынского крыжа», т.е. так называемого «четвероконечного креста», и многих других, касающихся каждого христианина, вопросов.