Вскоре, однако, появляются первые споры, а потом возникают и раздоры внутри единого, казалось бы, когда-то движения не согласных с «новизнами» церковного окормительства. Может ли истинная Церковь существовать без священства или в наступившие «антихристовы времена» и мирянам дозволено совершать насущные требы? Храму ли быть с алтарем и вратами церковными или «моленной» с иконостасом для исповедания истинной веры достаточно? Да возможны ли браки, да можно ли с «никонианами» есть и пить, по каким правилам с внешним миром общаться? Или вообще не общаться, скрываться от мира? Вопросов возникало всё больше, и всё более дробным становилось в попытке их разрешения само старообрядчество.
Таким образом, связь М.В. Ломоносова как с прежней рукописно-книжной традицией Севера, так и признание его своим и родным впоследствии, вряд ли может быть оспорена.
Синопсис Иннокентия Гизеля (с упоминанием в приписке Куростровской волости), XVII в. (кон.).
Отд. пост., Оп.23, №54, л.1.
Страница 117
М.В. Ломоносов и Академия наук