http://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=13aac0ee-1c72-44cc-a769-b8561e01e54c&print=1
© 2024 Российская академия наук
16 ноября 2016 года
состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук
Состоялось подписание совместного Обращения к научной общественности президента Российской академии наук академика Владимира Фортова и постоянного секретаря Академии наук Франции профессора Катрин Брешиньяк — о значении науки как стабилизирующего фактора в современном мире.
В подписываемом Обращении под заголовком«Наука и доверие»утверждается, что научные знания,приобретенные человечеством на протяжении многих веков, являются безусловным источником прогресса. Перед лицом глобальных вызовов начала XXI века особенно важно действовать с опорой на выверенный научный подход. Сейчас, когда периодически ставятся под сомнение польза и важность науки, академии хотят продемонстрировать свою веру в способность науки двигать человечество вперед.
Подписание документа приурочено к 50-летнему юбилею 10-дневного визита Президента Французской Республики Шарля де Голля в Советский Союз, когда было подписано Соглашение о научно-техническом и экономическом сотрудничестве между СССР и Францией, которое с успехом реализуется все последующие годы.
Конкретные примеры сотрудничества:
— В 2012 году французские и российские ученые подписали соглашения о научном и университетском сотрудничестве и создании Франко-сибирского научно-образовательного центра. Инициаторами выступили Национальный Центр Научных Исследований Франции (CNRS), Российская академия наук (РАН), Сибирское Отделение РАН и Российский Фонд Фундаментальных Исследований.
— Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова осуществлял обмен генофондом растительных ресурсов. Во Франции был проведен семинар«ВИР-ИНРА» по вопросам генофонда растительных ресурсов. Семинар проходил в трех научных центрах ИНРА: в городах Монпелье, Клермон-Ферране и Авиньоне.
— Специалисты Института медико-биологических проблем РАН с участием научных организаций Франции создали уникальный комплекс научной аппаратуры, обеспечили подготовку, проведение лётной программы и наземную обработку результатов медико-биологических исследований и экспериментов в ходе реализации проекта «Бион-М» №1.
— Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии совместно с Исследовательским центром ИНРА в Дижоне и инновационной компанией «Биофиза»осуществлял совместные исследования по изучению взаимовыгодных растительно-микробных взаимодействий для экологически ориентированного растениеводства в рамках созданной французско-российской лаборатории по изучению растительно-микробных взаимодействий. И т.д.
Историческая справка:визит Де Голля проходил с 20 июня по 1 июля1966 г. 30 июня была подписана Декларация о принципах отношений государств с разными общественными системами,которая предполагала сотрудничество в области науки (физика, химия и др.). Со стороны СССР Декларацию подписал министр иностранных дел А.А. Громыко. Де Голль в сопровождении Президента АН СССР М.В. Келдыша посетил несколько городов, в том числе Новосибирск, где в Академгородке его принимал основатель Сибирского отделения вице-президент Академии наук СССР академик М.А. Лаврентьев.
Члены Президиума заслушали научные сообщения:
«Научные исследования: развитие организаций». Докладчик — постоянный секретарь Академии наук Франции профессор Катрин Брешиньяк.
«От открытия к изобретению, от изобретения к инновации: возможности и ловушки». Докладчик почетный президент Французской технической академии профессор Франсуа Гино.
х х х
Тезисы доклада: «Научные исследования: развитие организаций»:
Визит царя Петра I в Королевскую академию наук Франции: визит в Париж(7 мая-20 июня1717), царь заинтересован наукой (астрономией, математикой,баллистикой, географией). Дважды посещает обсерваторию, научные кабинеты и19июня принимает участие в заседании Королевской академии наук. 22 декабря 1717 единогласно принято решение избрать царя Петра I иностранным членом Академии. 27 декабря 1717 постоянный секретарь Королевской академии наук Бернар Бойерде Фонтенель пишет Петру I письмо и спрашивает согласие стать членом Академии наук. 11 февраля 1721, благодарственное письмо от Петра I, в котором выражается его согласие. Предлагает преподнести карту Каспийского моря в дар Королевской академии. 1724 г. — основание Академии наук в Санкт-Петербурге. Начало сотрудничества академий России и Франции, которое продлится несколько веков.
Спустя300 лет:сегодня процент ВВП, отведенный науке и технологиям, является индикатором национального развития. США — 25% мировых исследований и разработок.
Оценка влияния исследований:
— Результаты прикладных исследований могут быть количественно оценены в соответствии с определенными сроками.
— Фундаментальные исследования, которые в основном мотивируются желанием узнать неизведанное, не могут быть количественно оценены. Поэтому важно оценивать достижения фундаментальных исследований не по практическим конечным результатам, а по доказательствам качества: разработкам новых знаний, качеству исследований, достижения ведущего положения в своей области…
— Оценка может основываться на: публикациях,импакт-факторе, наградах, медалях, привлекательности исследований.
Государственные исследовательские организации:
— Наука универсальна, научные исследования зависят от страны.
— Научные исследования во всех странах зависят от трех учреждений: Университетов, национальных лабораторий или институтов, агентств.
— Разница только во взаимодействиях между тремя учреждениями и роли государства (посмотрим на примере США, Германии,Франции).
США, фундаментальные исследования, в основном, в университетах и федеральных агентствах:
— Университеты, ВУЗы и научные институты(государственные и частные) занимают важную роль в фундаментальной науке США.Существует более 4000 ВУЗов в США, но только 100 университетов (из которых 2/3частные). В них 80% бюджета на исследования и разработки, а 90% докторских в области науки и инженерии.
— Национальные лаборатории, Центры передовых исследований (ЦПИ), исследовательские организации играют менее доминирующую роль, чем во Франции и сотрудничают с университетами. Большинство федеральных агентств имеют собственные лаборатории. 95% исследований ЦПИ производятся внутри организации (40% для Управления по делам обороны, 25% для НАСА и 18% для Национального института здравоохранения). Правительство увеличивает количество ЦПИ и междисциплинарных программ для сближения ученых из разных областей.
Германия:
1. Университеты (103) — база системы исследований Германии. Исследовательские проекты финансируются из бюджета Немецкого научно-исследовательского общества (DFG): (2,5 Md€). Для улучшения исследований в университетах приняты две инициативы: присуждение университету титул«Элитный» и более тесное сотрудничество с исследовательскими организациями.
2. В Германии 4 исследовательские организации с автономным управлением (выбор научных проектов, распределение бюджета между центрами, институтами и лабораториями). Они основываются с помощью общих средств от федерального правительства. Цели и задачи данных организаций дополняют друг друга:
— Общество Макса Поанка (MPG),занимается фундаментальными исследованиями (1,8 Md€);
— Общество Фраунхоферо (FhG), занимается прикладными исследованиями и научно-техническим обменом (1,9 Md€);
— Исследовательские центры им.Гельмгольца (HGF) имеют большей частью научно-исследовательской базы;
— Ассоциация им. Лейбница (WGL)распределяет прикладные исследования по регионам.
Франция:
Более 25 государственных организаций,занимающихся исследованиями: CNRS, CEA, INSERM, INRA, INRIA, BRGM, CIRAD, CNES, IFREMER, IFSTTAR, IRD, IRSTEA, MNHN…
Высшие учебные заведения: 75 университетов,12 ВУЗов, 1526 высших школ, учреждения частных фондов (Институт Пастера,Кюри,…)
В итоге имеется много инструментов для исследователей.
Финансирующие агентства: ANR, Industry.
Исследовательские организации: CNRS, CNES, CEA, INSERM, INRIA, INRA, Écoles ingénieurs.
Центры: Кластеры для развития конкуренции, PRES, Сеть для передовых тематических исследований.
США
— Управление исследованиями и разработками основывается на децентрализованной системе. Здесь, в отличие от Франции, нет министерства по исследованиям.
— Офис по науке и технологической политике непосредственно соотносится с Белым домом. Президентский Совет консультантов по науке и технике отвечает за сбор мнений и за академический и промышленный сектора.Национальный совет по науке и технологиям, который объединяет вместе директоров федеральных агентств, определяет национальную стратегию. Офис по управлению и бюджету помогает Президенту штатов в подготовке бюджета.
— Участники «мозговой атаки», такие как Национальная академия наук, делают свои выкладки и дают советы.
Германия
— Политика в области исследований и инноваций в Германии определяется Стратегией в области высоких технологий,которая получила старт со стороны федерального правительства в 2006 году для того, чтобы достичь Лиссабонских целей (направление 3% ВВП на научные исследования и разработки в 2010 году). Эта Стратегия имеет три задачи:
— способствовать передаче технологий,
— увязать институциональные исследования и промышленность,
— повысить способность технологических инноваций, особенно в секторах, перспективных для будущего: климат и энергетика, здоровье и продукты питания, транспорт, безопасность.
Франция,Министерство образования и исследований.
Стратегия, законодательные предложения(политика 2013 г. по центрам на местах, кластерам высочайшего уровня для обучения, организации исследований, инноваций). Тесное взаимодействие с университетами и национальными институтами. Министерство в качестве«наставника» по вопросам исследований и образования для этих институтов.
Цифровая революция:
— Большой рост в объеме и разнообразии данных.
— Распределенные вычисления, сенсорная сеть, моделирование, виртуальные обсерватории.
— Средства сообщения.
Меняющийся облик системы образования
— Более 500 университетов, 4200 курсов,35 млн. студентов. С 2012 года МООК ежегодно увеличивается вдвое. В этом году, согласно данным, собранным Class Central, общее число студентов, зачислявшихся хотя бы на один курс, превысило 35 миллионов.
— Франция содействует через Министерство образования и исследований, ENS, College de France…
МООК изменит университетское образование. Вопрос как? Теоретически университетское образование станет бесплатным и общедоступным, не нужны будут здания и классы. То, чего они не смогут дать — это университетское образование, которое обеспечит работой. Но это и есть в основном то, за что платят студенты. (Kevin Carey MARCH 5, 2015).
ЗАДАЧИ«АКАДЕМИИ НАУК»
— Содействие развитию науки, отбор хороших исследователей (премии, награды — более 2 млн. евро в год).
— Поддержка развития научного образования.
— Экспертиза и советы правительству.Борьба с жульничеством, лженаукой. Стратегия.
— Развитие международного сотрудничества. Научная дипломатия (дипломатия в науке, наука для дипломатии,дипломатия для науки).
— Наука как средство общения для всех.Взаимоотношения между наукой и обществом.
Члены (Академии) избираются по секциям,основываясь на научных дисциплинах. Они работают в комитетах:
Наука:Окружающая среда (3), Перспективная энергетика, Научные исчисления, Космические исследования, Научная метрология.
Наука и общество: Наука,этика и общество, Наука и безопасность, История науки, Терминология и неологизмы.
ДВЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
— Суть полемики находится в напряженном состоянии между этими двумя подходами, которые в 1990-е и 2000-е годы положили начало появлению специальных агентств, программ, форумов.
— Международная панель по изучению климатических изменений создана в ноябре 1988 г.
— Межправительственная платформа по биоразнообразию и экосистемным службам создана в 2011 г.
— Научная деятельность — это не демократическая процедура.
Научные проблемы будущего
— Биология, геномика, метагеномика,стволовые клетки.
— Наносистемыиз наноматериалов,нанобиосистемы.
— Большие массивы данных.
— Два вида бесконечности (маленькая и большая). Крупные объекты.
— Земные системы.
РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ДИСЦИПЛИНАМИ
Международное сотрудничество: образование,развитие наших сильных областей, сотрудничество в областях, где мы слабы. Международные исследовательские сети. Международная программа научного сотрудничества. Международные ассоциированные лаборатории. Международные совместные лаборатории с участием университетов.
х х х
Тезисы доклада:«От открытия к изобретению, от изобретения к инновации: возможности и ловушки».
Французский инновационно-исследовательский процесс:
Стратегический комитет промышленного сектора: члены — Министр экономики и финансов, др. заинтересованные Министры, профессиональные организации, профсоюзы, администрация/общественная власть.
Предназначение: подача предложений, предвидение развития, разработка контракта между профессиональным сектором и общественной властью, пересмотр ежегодных обязательств.
Кластеры.Цель: индуцировать французские инновационные региональные, национальные и международные кластеры,индуцировать общественные/частные партнерства научных исследований и разработок. Механизм: государственные субсидии, специальный налоговый режим. Результаты: 71 кластер в 2014 г. (15 международных), 10000 промышленных кластеров-членов, 2300 завершенных проекта научных исследований и разработок (2011 г.).
Пример:конкурентоспособность кластера AXSELERA «химия и окружающая среда». Местонахождение:Лион (Регион Рона-Альпы-Овернь). Цель: индуцировать инновационные и конкурентоспособные решения (химия/окружающая среда/энергия). Приоритеты:возобновляемые материалы, экологически эффективные предприятия, утилизация и вторичная переработка, защита/восстановление природных и городских объектов. 322члена, 42 стартапа, 14 малых и средних предприятия, 54 группы, 44исследовательских центра, 17 подготовительных и научно-исследовательских центров, 260 маркируемых и финансируемых проектов, 785 M€получено для финансирования проектов.
Научно-исследовательский налоговый кредит. Цель: снизить затраты предприятий на научно-исследовательские разработки, стимулировать инвестиции в научные исследования, повысить привлекательность территории Франции. Механизм:снижение налога на прибыль в соответствии с объемом расходов на научные, исследования и разработки, 30% снижение налогов на расходы до 100 млн. евро на исследования и разработки + 5% снижения налогов на расходы более 100 млн. евро, научно-исследовательский налоговый кредит + инвестиционный налоговый кредит для малых и средних предприятий. Результаты (2013): 16000 правомочных предприятий, выделено 6 млрд.€ налоговых кредитов.
ГрантыCIFRE (1981-),Промышленное соглашение по подготовке научных кадров. Цель: выделение субсидий предприятиям, которые доверяют докторантам исследовательскую миссию(какой бы национальности они ни были), совместный надзор предприятия и общественной лаборатории, защита диссертации за 3 года. Механизм: 23484€ в год на зарплату студентам выплаченную предприятием 14000 € в год дотаций предприятию. Результаты: более чем 24000 студентов, защитивших диссертацию cначала работы, сегодня 10% всех докторантов получают CIFREГранты.
Институты Карно (2006-). Цель: развитие общественного/частного партнерства оптимизация партнерской исследовательской практики. Механизм: Маркировка Карно, Государственные фонды маркированных юридических лиц. Results: 34 маркированных института Карно 2000компаний-партнеров.
Поступления от научно-исследовательских партнерств Карно и Фраунгофер сближаются.
х х х
Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.