http://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=58b1b1f5-f204-49a1-a1eb-57a980ba75ea&print=1
© 2024 Российская академия наук
10 февраля 2015 года
состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук
Члены Президиума заслушали научное сообщение «Экономика природных катастроф».
Докладчик — член-корреспондент РАН Борис Николаевич Порфирьев.
За последние десятилетия рост производства благ и динамичная урбанизация, концентрирующие в прибрежных зонах, где особенно высока подверженность природным опасностям, значительно увеличили риски для населения и экономики. Результат – тенденция устойчивого роста ущерба от ЧС природного характера, темпы которого существенно превосходят темпы роста числа самих бедствий, а также близки или опережают темпы роста экономики, что означает увеличение риска катастроф. В ближайшие десятилетия тенденция усугубится. Темпы роста ущерба от катастроф будут опережать темпы роста мирового ВВП примерно в 1,3 раза.
Катастрофы суть натурный эксперимент над экономической системой, который в нормальных условиях нереалистичен. Природные катастрофы позволяют выявить и лучше понять скрытые до поры узкие места экономики и слабости экономической политики, которые обусловливают уязвимость населения и хозяйственных систем к внутренним и внешним угрозам, включая природные опасности. При этом принципиальное значение имеют:
1) сила или интенсивность указанного воздействия. Так, по сравнению с ситуацией медианной интенсивности среднестатистическое мировое катастрофическое наводнение тормозит темпы роста ВВП в 9 раз; засуха – в 1,7 раза и т.д.
2) соотношение масштабов ущерба и потерь пострадавшего региона с масштабами региональной и национальной экономики, а также степень (интенсивность) его экономического взаимодействия с другими регионами страны. Согласно мировой статистике катастроф при ураганах и наводнениях эффект торможения темпов роста производства на макроэкономическом уровне проявляется в несколько раз сильнее, чем на уровне отдельных секторов экономики. В отношении России это подтверждает пример катастрофического наводнения летом 2013 г. на Дальнем Востоке: по нашей оценке, косвенный ущерб вдвое превосходит прямой.
Чем выше уровень развития, чем выше уровень доходов, тем меньше уязвимость, при том, что степень подверженности экономики опасным природным воздействиям остается достаточно высокой. Так, на развитые страны приходится примерно 60% общемирового ущерба, однако эти экономики не испытывают длительных перегрузок. Среднегодовой прямой ущерб исчисляется 0,15-0,20% ВВП и мало обременяет государственный бюджет, тем более что значительную часть берет на себя страхование. В отличие от них, основной массив развивающихся стран испытывает намного большую тяжесть указанного ущерба и социальных потерь. В среднем в этой группе стран доля ущерба в совокупном ВВП составляет порядка 0,75-0,80%, но нередко ущерб их экономике исчисляется процентами, а в случае наименее развитых государств – иногда десятками процентов ВВП. На эти страны приходится 80% погибших при катастрофах в мире, что неудивительно, учитывая, что в среднестатистическом бедствии в менее развитых странах погибает в 50 раз больше людей, чем в развитых странах. Россия по степени уязвимости экономики она ближе к развивающимся странам.
В группе факторов, влияющих на уязвимость экономики к природным катастрофам определяющую роль играет характер размещения, структура и технологический уровень производства. По сравнению с развитыми странами, в России очень невелика доля наукоемких, инновационных технологий и производств, которые относительно меньше связаны с природной средой, но которые вносят важный вклад в решение задачи снижения рисков природных катастроф (мониторинг, оповещение и др.). Данная особенность тесно связана с неэффективностью проводимой в современной России экономической политики, которая усугубляет упомянутые структурные диспропорции и ограничивает приток инвестиций и технологическое обновление производства, инфраструктуры, сферы ЖКХ, делая их более уязвимыми к природным катастрофам. Сохранение такого положения дел в будущем означало бы, что отечественной экономике будет все тяжелее восполнять нанесенный ущерб.
Согласно новейшим исследованиям, в течение года после бедствия медианной интенсивности сокращение темпов роста ВВП составляет от 0,65 п.п. до 1%; долгосрочный негативный эффект на экономику – в 2,5–3 раза сильнее.
Государство играет ключевую роль, обеспечивая институциональное регулирование финансовых потоков бизнеса и домохозяйств, направляемых на сокращение ожидаемого и покрытие реального ущерба от природных катастроф, а также осуществляя собственные расходы на эти цели. По оценке, данные расходы в России составляют более 4/5 совокупных затрат из всех источников. Совокупный объем госзатрат на предупреждение и противодействие природным катастрофам не превышает 50-52 млрд. руб. в год – это 0,35% расходной части федерального бюджета или менее 0,1% ВВП.
Обеспечение безопасности населения и хозяйственных объектов от природных катастроф является не только капиталоемкой, но и наукоемкой сферой деятельности. Учитывая это, вряд ли будет преувеличением считать деятельность по обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов от природных катастроф частью экономики знаний. Она требует мощной базы знаний в области фундаментальной и прикладной науки и современных ИКТ-технологий, конструкционных материалов и т.д. Это означает уникальность роли РАН в решении проблемы снижения риска природных катастроф, учитывая практически полный спектр знаний, сосредоточенный в Академии. Прежде всего, наук о Земле, раскрывающих механизмы формирования ОПЯ; науках о жизни и обществе – источнике знаний о механизмах уязвимости и адаптации к ОПЯ природных и социальных сообществ; в том числе об экономических и, особо, правовых регуляторах снижения риска катастроф; о точных и технических науках – источниках конструкторских решений и технологий. Отсюда необходимость интеграции усилий научного сообщества и сообщества практиков, прежде всего ученых РАН, специалистов профильных ведомств (МЧС России, системы Минприроды России, в первую очередь Росгидромета, и др.) и корпоративного сектора в области снижения рисков природных катастроф.
Императивы нынешней антикризисной политики не должны стать тормозом на этом пути. Только в этом случае синергия действий ученых и практиков поможет не только найти и реализовать эффективные пути решения одной из важных проблем национальной безопасности страны, но и помочь преодолению нынешнего кризиса и переходу экономики на траекторию устойчивого роста.
В обсуждении доклада приняли участие:
ак. И.Г. Ушачев, ак. А.Д. Некипелов, ак. В.И. Осипов, ак. В.Е. Фортов, начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, д.т. н, проф. В.А. Акимов, ак. В.В. Ивантер, ак. А.А.Кокошин, ак. Л.М. Зеленый, ак. Н.П. Лаверов, начальник научно-технического управления МЧС России А.И. Овсяник.
На заседании рассмотрен вопрос о присуждении премии имени Б.Б. Голицына 2015 года (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения наук о Земле) академику Георгию Сергеевичу Голицыну за монографию «Статистика и динамика природных процессов и явлений. Методы, инструментарий, результаты». Выдвинут Ученым советом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института физики атмосферы им. А.М. Обухова Российской академии наук, членом-корреспондентом РАН Моховым И.И. и членом-корреспондентом РАН Лыкосовым В.Н.
На заседании Экспертной комиссии присутствовали 9 членов Комиссии из 11. В соответствии с результатами тайного голосования единогласно к присуждению премии имени Б.Б. Голицына 2015 года рекомендована кандидатура академика Г.С. Голицына. На заседании Бюро Отделения наук о Земле РАН присутствовали 25 членов Бюро из 39. В соответствии с результатами тайного голосования единогласно в Президиум РАН представлен проект постановления о присуждении премии имени Б.Б. Голицына 2015 года академику Г.С. Голицыну.
Академик Г.С. Голицын внес выдающийся вклад в развитие наук о Земле и является признанным авторитетом в нескольких областях науки. Он — автор около 300 научных работ по магнитной гидродинамике, теории распространения волн в случайных средах, физике атмосферы и теории климата, океанологии, физике твердой Земли, астрофизике. Три из его шести монографий переведены на английский язык и изданы за рубежом. Широко известны его работы по динамике планетных и звездных атмосфер, теории конвекции, в том числе во вращающихся жидкостях. В сентябре 1983 г. он первым в мире опубликовал работу о климатических последствиях ядерной войны. Ему принадлежат объяснения формы энергетического спектра космических лучей и законов долговременной диффузии загрязнений на поверхности морей и океанов, энергетического цикла морского волнения.
В последнее время Г.С. Голицын разрабатывает общий подход к описанию статистики и энергетики природных процессов и явлений, в том числе катастрофического характера.
Основная идея монографии «Статистика и динамика природных процессов и явлений. Методы, инструментарий, результаты» состоит в том, что многие природные процессы могут быть охарактеризованы как стохастические, и для их описания целесообразно привлекать вероятностные распределения и их статистические моменты. Краеугольными являются предложенные Г.С. Голицыным принципы быстрой реакции на внешние воздействия и реакции на множественные случайные воздействия. На единой методологической основе в книге подробно рассмотрены разнообразные процессы: мелкомасштабная турбулентность, землетрясения, извержения вулканов, наводнения, космические лучи и др. Развиваемый Г.С. Голицыным подход создает единую физико-математическую основу для описания широкого круга природных процессов и явлений. Практическая важность этой работы актуальна в связи с современными глобальными изменениями природной среды и климата и, соответственно, необходимостью оценки усиливающихся рисков образования катастрофических явлений.
На заседании рассмотрен вопрос о присуждении золотой медали имени М.М. Сперанского 2015 года (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения общественных наук) академику РАН Талии Ярулловне Хабриевой за цикл работ «Конституционализация законодательства и правоприменительной практики». Выдвинута ученым советом Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».
На заседании Экспертной комиссии присутствовали 8 членов Комиссии из 9. В соответствии с результатами тайного голосования большинством голосов (за -7, против -1, недействительных бюллетеней - нет) к присуждению золотой медали имени М.М. Сперанского 2015 года рекомендована кандидатура академика РАН Т.Я. Хабриевой. На заседании Бюро Отделения общественных наук РАН присутствовали 14 членов Бюро из 19. В соответствии с результатами тайного голосования большинством голосов (за -13, против -1, недействительных бюллетеней - нет) в Президиум РАН представлен проект постановления о присуждении золотой модели имени М.М. Сперанского 2015 года академику Т.Я. Хабриевой.
Цикл работ «Конституционализация законодательства и правоприменительной практики», включающий восемь монографических исследований, посвящен проблемам определения содержания конституционных ценностей, принципов и норм и их реализации в современной правоприменительной практике. В ней впервые сформулированы доктринальные положения о ценностной оценке конституций, иных нормативных правовых актов и совершенствовании механизмов их толкования и правовой защиты. Развивая эти идеи, автор обосновывает общую теорию конституции, определяющую основные векторы конституционно-правового регулирования общественных отношений в условиях постиндустриального, социализированного и демократического общества; устанавливает базовые понятия, принципы, пределы, виды и стадии конституционного толкования; разрабатывает концепцию конституционализации законодательства и правоприменительной практики как освоения конституционных ценностей и норм в процессе создания и применения нормативных правовых актов. Монографические исследования академика РАН Т.Я. Хабриевой актуальны, отличаются новизной, нацелены на достижение практических результатов, получили широкое признание в научной литературе и находят отражение в конституционном развитии не только России, но и других постсоветских государств.
Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.