http://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=a5343ee9-d8d5-4af0-8041-f4f1dbd957f5&print=1
© 2024 Российская академия наук

от 25.02.2014

 

 

25 февраля 2014 года
состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «БРИКС: стратегический ресурс внешней политики России».

Докладчик - член-корреспондент РАН Давыдов Владимир Михайлович.

1. Актуальность и значение проблематики БРИКС [1]. События на Украине выглядят как очередной раунд геополитического отбрасывания России. В условиях поэтапного «отбрасывания» на Западе, при осложнении положения в нашем южном «подбрюшье», в условиях дополнения традиционных вызовов нетрадиционными угрозами для РФ явно выросла необходимость создания на международной арене новых опорных конструкций.

Важная особенность рассматриваемой темы в том, что, с одной стороны, она имеет большой научно-теоретический смысл, отражая результаты тектонических сдвигов в недрах мировой экономики и мировой политики и, соответственно, открывая перспективу плодотворного осмысления ключевых мировых процессов. С другой стороны, очевиден прямой выход на практику международной политики, на стратегию нашей дипломатии. В этой связи отрадно констатировать своевременную (а иногда даже и упреждающую) реакцию академической науки на запросы практики.

2. Объективная обусловленность феномена БРИКС. Его порой называют «самосбывшимся пророчеством». В этом есть свой резон, имея в виду то, что аналитическая и научная работа по выявлению долгосрочных трендов, позволила предвидеть появление мегапроекта взаимодействия восходящих держав. Выдвижение на передний план альтернативных центров экономической мощи и политического влияния связано прежде всего с усилением неравномерности развития в условиях глобализации. Начинающая активно действовать диалектика нисхождения/восхождения производит перестановки на верхнем этаже мировой иерархии.

3. Совокупный потенциал БРИКС. В настоящее время, занимая 29% земной суши, «пятерка» имеет почти 43% мирового населения. По доле в суммарном ВВП мира (по ППС в ценах 2005 г.) ее удельный вес составляет 27 %, а по вкладу в прирост мирового продукта в 2012 г. доля «пятерки» достигла 47%. С 2000 до 2012 г. статистика констатирует постоянное наращивание совокупного веса пяти стран в мировой экономике. По объему ВВП (пересчет на ППС) и потреблению электроэнергии произошло увеличение более чем в 1,5 раза, по инвестициям в основной капитал в 2,5 раза, по нетто-притоку иностранных инвестиций рост в 4,5 раза, по объему экспорта товаров и услуг в 2,3 раза, по объему золото-валютных резервов в 3 раза. Конечно, большая часть этих показателей приходится на КНР – в пределах 40-60% от их совокупной величины. И с этим трудно не считаться.

Оценки долгосрочной перспективы авторитетными прогностическими организациями в основном совпадают в том, что до середины ХХI века произойдут кардинальные замещения в составе тяжеловесов мировой экономики. Произойдет вытеснение представителей «большой семерки». Хотя по параметрам благосостояния сохранится уменьшившийся, но все еще значительный разрыв между двумя группами государств.

4. Результаты взаимодействия в пятистороннем формате. За время, прошедшее с первого саммита БРИКС (2009 г.) объединение проделало большой путь. Повестка работы, содержательное наполнение форумов «пятерки» расширяются с каждым годом, вовлекая новые сферы, новые отрасли. Вместе с тем преимущественно экстенсивно. Критически оценивая достигнутые результаты, следует подчеркнуть, что на новом этапе необходим переход на более целенаправленную работу, необходима концентрация коллективных усилий на приоритетных проектах. Среди них: - создание банка развития БРИКС, общего страхового валютного фонда, биржевого альянса «пятерки». Особое значение приобретает взаимодействие в обеспечении кибербезопасности стран-членов, их надежное соединение опто-волоконной связью и регулярным прямым воздушным сообщением.

5. Поле расхождения и поле совпадения. Ассиметрия, существующая в формате БРИКС, касается не только особого веса Китая, но и существенных различий в весовых категориях остальных участников. «Пятерка» представлена и ресурсоизбыточными, и ресурсодефицитными экономиками. Есть немалые различия в политическом строе. Внутри «пятерки» представлен тройственный альянс Индии, ЮАР и Бразилии, чей строй более близок институциональным стандартам Запада (ИБСА, осн. в 2003 г.). Все три участницы этого альянса претендуют на вхождение в состав постоянных членов Совбеза ООН в случае его реорганизации. У двух других участников БРИКС политическая воля еще не созрела для однозначной поддержки указанных кандидатур. В свою очередь, параллельно действует треугольник политических консультаций РИК (РФ, Индия, КНР).

В двусторонних отношениях стран-членов «пятерки» особых сложностей не наблюдается, за исключением застарелых и еще не преодоленных индийско-китайских споров по территориальному вопросу, а также сохраняющихся взаимных предубеждений на уровне социальной психологии в РФ и КНР. Нельзя не видеть того, что под воздействием торговой экспансии Китая возникает недовольство в Индии, Бразилии и ЮАР. Позиция РФ по климатическому вопросу существенно отличается от подходов других членов «пятерки».

В то же время налицо ряд внушительных объединительных мотивов. Возросший экономический вес «пятерки» требует приведения в соответствие с ним возможности влияния в международных финансовых институтах. Страны БРИКС солидарно поддерживают центральную роль ООН и прерогативы ее Совбеза, уважают международное право и требуют его уважения от других. Они решительно противодействуют попыткам «гуманитарных интервенций» в обход СБ ООН. Детальный анализ различий и области согласия, а, впрочем, и сам факт объединения «пятерки» свидетельствуют о том, что поле разногласий в формате БРИКС существенно уже поля взаимопонимания.

6. Полемика вокруг БРИКС не ослабевает с момента официального рождения этого объединения в четырехстороннем формате. Скептики то одну, то другую страну БРИКС объявляют «несостоятельным» участником объединения восходящих держав. Многих внешних критиков из лагеря «коллективного Запада» легко понять. Они не желают допускать геополитическую и геоэкономическую конкуренцию. Принципиальные заявления лидеров БРИКС о ненаправленности против третьих стран, об отказе «пятёрки» от конфронтационной практики в мировых делах они игнорируют, либо замалчивают. Нет сомнений, что попытки дискриминации объединения и внесения раздоров в его ряды будут продолжаться.

7. Инструмент корректировки глобального регулирования. Мы много говорим о переходе к многополярному (или полицентричному) миропорядку, не раскрывая конкретику этого процесса. А он предусматривает изменение механизма глобального регулирования. Это может происходить по двум направлениям: путём корректировки существующих институтов (прежде всего входящих в систему ООН) либо путём формирования новых структур. Процесс уже пошёл. Среди новообразований Г-7/8, «большая двадцатка» и, наконец, БРИКС – пока не формализованные (не институционализированные), но уже играющие существенную (иногда определяющую) роль в выработке и реализации решений на глобальном уровне. Влияние БРИКС обусловлено совокупным потенциалом «пятёрки», её высокой репрезентативностью (ведущие представители четырёх континентов, пяти цивилизационных ареалов). Последнее обстоятельство имеет в настоящее время особое значение, имея в виду императив предотвращения столкновений на цивилизационной почве.

8. БРИКС в контексте международной деятельности РФ. Оценивая тенденции, имеющие долгосрочную проекцию, и стратегические ориентиры основных протагонистов международной сцены, мы приходим к выводу о том, что по ключевым параметрам перспективу мировой экономики и мировой политики будут определять мегаблоки, образования трансконтинентального характера. Даже супердержавы, не говоря уж о «рядовых» мировых державах, теперь не в состоянии отстаивать свои позиции на индивидуальной основе. Они делают ставку на расширение сферы действия существующих структур и формирование новых альянсов. Напомним о симптоматичной проекции активности Североатлантического блока на отдалённые регионы – Центральную Азию и Южную Атлантику, напомним ещё раз о транстихоокеанском и трансатлантическом направлениях долгосрочной стратегии США, о поощрении ими вертикали Тихоокеанского альянса в Латинской Америке.

В заключение следует подчеркнуть следующее. В формате БРИКС Россия обретает возможность, включать свои стратегические ориентиры в согласованную политику «пятерки». При этом следует иметь в виду, во-первых, что, не будучи основной весовой категорией БРИКС в экономической сфере, РФ сохраняет первенство по ракетно-ядерному и энергетическому потенциалу, по опыту давнего присутствия в «клубе» глобального регулирования. Она представлена в его ключевых структурах –Совбез ООН, Г – 7/8, «большая двадцатка», - и соответственно способна выполнять конструктивные посреднические функции. Во-вторых, каждая из стран-участниц БРИКС естественно располагает своим ареалом влияния через региональные интеграционные структуры (КНР – ВАС, Индия – СААРК, РФ – ЕврАзЭС, Бразилия – Унасур, ЮАР – Южноафриканское сообщество развития). Это существенно подкрепляет суммарный потенциал «пятерки».

В конечном счете, следует понимать диалектику взаимозависимости ориентиров основных протагонистов международной сцены: чем прочнее будут позиции РФ в формате БРИКС, чем продуктивнее и влиятельнее будет деятельность этого объединения, тем мягче по отношению к России будут «коллективный Запад» и его лидеры.


[1] Исходной точкой формирования коалиции Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) следует считать 2006 г., когда начались регулярные консультации министров иностранных дел этих стран. Старт ежегодным саммитам «четверки» был дан в 2009 на встрече ее лидеров в Екатеринбурге. «Четверка» превратилась в «пятерку» с присоединением ЮАР на саммите 2011 г. в Санья (КНР).

  

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.