http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?fbclid=IwAR1G7kWoAxrxS4ZxeSuQROxLElMPpX9JkNG3yZawxMXO wZv2mE9EIRZwqHk&id=c4a94c37-a606-4027-8d1c-39742e98004e&print=1
© 2024 Российская академия наук

Научный мир видит российскую науку через Russian Science Citation Index

29.10.2018



25 октября 2018 года в Академии наук состоялась совместная пресс-конференция, посвященная созданию и дальнейшему развитию Russian Science Citation Index (RSCI). В ней приняли участие члены Рабочей группы РАН по оценке качества и отбору журналов в RSCI, представители компании Clarivate Analytics (Web of Science) и Научной электронной библиотеки (eLIBRARY.RU).

Председатель Научно-издательского совета (НИСО) РАН, вице-президент РАН, академик Алексей Хохлов подчеркнул, что Академия наук с самого начала, в содружестве с Научной электронной библиотекой eLIBRARY.RU, принимала активное участие в создании этой базы данных лучших российских научных журналов.

Председатель Рабочей группы РАН академик Анатолий Григорьев отметил, что первоначальной идеей проекта, начатого около 5 лет назад, было отобрать из около 6000 журналов те, «которые могли бы достойно представлять Россию в базе данных на платформе Web of Science». Участники Рабочей группы стремились следовать общемировым тенденциям в создании баз данных научного цитирования. При отборе изданий использовались как наукометрические данные, так и мнения экспертов.

«Нас просили отобрать около 1000 научных журналов, но мы смогли отобрать только 653. Это самые сильные, самые значимые журналы, чтобы российская наука была достойно представлена», – заметил глава Рабочей группы РАН. По его мнению, этих журналов оказалось немного, но «не потому, что наука в России развивается не очень интенсивно. Порой наши требования к статьям в России несколько иные, чем международные требования. Если мы хотим присутствовать в международных базах данных, то мы должны встраиваться в существующую систему».

Мониторинг по дополнительному отбору журналов в RSCI проводится раз в 3 года. Но с 2018 года сами журналы в инициативном порядке могут подавать заявки на включение в RSCI, одновременно идет работа по отсеву журналов, которые нарушают правила академической этики. «Мы выработали регламент, которые позволит более жестко контролировать условия и отбора, и выбытия журнала из списка», – отметил академик РАН Григорьев. – «Наша база данных взвешенно и хорошо отбирает лучшие научные журналы России».

Вице-президент РАН Алексей Хохлов, в свою очередь, сообщил, что летом был опубликован обновленный список RSCI. Участниками рабочей группы были проанализированы как журналы, входящие в RSCI по версии 2015 года, так и те 1500 журналов, которые не входят в RSCI, но входят в первый квартиль журналов РИНЦ. Из каждой группы специальностей также были проанализированы издания из первого квартиля. «Решение по включению или исключению журнала из RSCI принималось по экспертному заключению тематических экспертных групп», – сообщил академик Хохлов. – «Экспертные советы основывались как на формальных наукометрических показателях, так и на общественной экспертизе, проводившейся ведущими российскими учеными». В состав членов общественной экспертизы вошли исследователи, из первых 10% по цитируемости из базы данных РИНЦ. Были получены ответы от более половины респондентов.

В своей работе члены Рабочей группы и эксперты тематических групп учитывали и нарушения академической этики: отсутствие рецензирования, некорректные заимствования, случаи договорного и перекрестного цитирования, в том числе данные «Диссеропедии», Научной электронной библиотеки и Совета по этике АНРИ. С учетом этого, из перечня RSCI в 653 журнала (версия 2015 года) были исключены 17 изданий. «Исключение не вечное, в зависимости от тяжести прегрешений срок повторного рассмотрения этих журналов варьируется от 1 до 3 лет», – заметил академик Хохлов. Дополнительно в перечень RSCI было включено 137 журналов. Таким образом, новый перечень RSCI-2018 включает 773 издания. Этот перечень опубликован на сайтах РАН, НЭБ, МГУ им. Ломоносова и ВШЭ.

Олег Уткин, управляющий директор Clarivate Analytics по России и СНГ, представил отчет об использовании базы данных Russian Science Citation Index пользователями по всему миру. Он поблагодарил Академию наук и НЭБ за успешное сотрудничестве и за проделанную работу. «Мы возлагаем на этот проект большие надежды. С добавлением новых журналов у нас возникают новые перспективы. Около 1000 российских журналов находятся на платформе Web of Science либо в основной коллекции, либо в Emerging Sources, либо в Russian Science Citation Index. Это огромный показатель, говорящий о том, что результаты работы российских ученых становятся видны во всем мире, и мы будем рады их доводить до сведения всех стран и в дальнейшем».

«Основной итог работы над RSCI состоит в том, что у российского академического сообщества появился инструмент, который позволяет показать лучшие результаты научных исследований в России всему миру», – подчеркнул глава Clarivate Analytics по России и СНГ.

В начале своего доклада Олег Уткин рассказал о структуре платформы Web of Science. Как известно, WoS существует более 50 лет, архив WoS включает в себя статьи, опубликованные 100 лет назад. К базе данных имеют доступ 30 млн человек, они же могут иметь доступ и к RSCI. «Таким образом научный мир видит и следит за результатами научных изысканий в России».

Олег Уткин рассказал, что RSCI – четвертый по счету созданный национальный научный индекс в мире. До него были созданы: китайский, корейский и латиноамериканский. «Подписано соглашение на основе опыта RSCI о создании арабского индекса научного цитирования. Региональные индексы охватывают весь мир и очень активно продвигаются», – заметил глава Clarivate Analytics по России и СНГ. В планах компании создание африканского индекса научного цитирования, а также южноазиатского, и индекса стран АСЕАН (Ассоциации государств юго-восточной Азии). «Мы ушли от черно-белой картины мира, и теперь имеем цветную картину. Если мы входите в национальный индекс научного цитирования, то ваш журнал хороший на своем уровне», – заметил представитель WoS.

Он показал слайд с пирамидой журналов различного уровня, индексируемых WoS. В ее основе для России находится как раз созданная база Russian Science Citation Index. Эта база, в свою очередь, стоит на фундаменте РИНЦ. RSCI составляет 10-11% РИНЦ, являясь верхушкой РИНЦ.

Затем идут журналы, входящие в Emerging Sources Citation Index. «ESCI – первая точка доступа в WoS. Это журналы, которые входят в ключевую коллекцию WoS, но не имеют импакт-фактора», – отметил Олег Уткин. Для некоторых журналов, качество которых снижается, Emerging Sources Citation Index является точкой выхода из WoS.

Выше Emerging Sources Citation Index идут слои квартилей Q4, Q3, Q2 и квартиль самых лучших – Q1. Эта пирамида является путем развития журнала на научной карте мира, а место издания в одном из слоев пирамиды позволяет судить о его качестве. При этом один и тот же российский журнал может входить и в RSCI и в один из квартилей. «Впервые снята тема потерянных цитат в журналах на русском языке», – подчеркнул Олег Уткин.

У компании есть план по развитию RSCI – в будущем эта база данных объединит лучшие журналы на русском языке на пространстве бывшего СССР. Так, Рабочей группой РАН было принято решение о включение в RSCI лучших научных журналов из Беларуси, Украины и Молдовы. Рассматривается вопрос о журналах из Армении и Казахстана. Так что скоро букву R в сокращении RSCI можно будет перевести как Regional (региональный).

Статистика использования RSCI постоянно растет. К удивлению составителей, RSCI половина просмотров всех статей из RSCI приходится на страны вне бывшего СССР, из не русскоязычных стран. «RSCI стала окном по доведению информации из России до остального мира», – отметил Олег Уткин. Около 20% приходится на Европу, 17% на Китай и около 10% на страны БРИКС, Латинской Америки, Ближнего Востока. Для коллег из Академии наук было интересно узнать, что «лидером по использованию RSCI является Китайская академия наук, она очень внимательно следит за состоянием науки в России. Другим лидером является Egyptian Knowledge Bank – организация, предоставляющая доступ к научной информации стран Северной Африки».

Генеральный директор НЭБ (eLIBRARY.RU) Геннадий Еременко рассказал о процедуре отбора и анализа журналов, состоявшейся в 2017-2018 годах, а также представил новый регламент, позволяющий включать и исключать издания из RSCI. В Регламенте теперь отражены главные моменты RSCI: кто отвечает за формирование и развитие этой базы данных, какие издания могут быть в нее включены, как осуществляется экспертиза и отбор в RSCI, как осуществляется мониторинг качества изданий, включенных в RSCI, каков порядок отзыва статей и исключения журналов из RSCI.

Глава НЭБ отметил, что проведена большая работа по исключению мусорных журналов и других видов публикаций из РИНЦ, что позволило получить более точные библиометрические показатели изданий, рассчитываемые по ядру РИНЦ. При анализе журналов учитывались и случаи некорректного заимствования. «Мы должны следить за чистотой рядов в RSCI, чтобы он не превратился в перечень ВАК», – заметил Геннадий Еременко.

В ответе на вопрос участников пресс-конференции как будет идти борьба с хищническими журналами и другими нарушителями академической этики, академик Хохлов сравнил эту работу с совершенствованием вооружений: против более толстой брони делается более сильный снаряд, затем укрепляется броня и так по кругу. «Мы будем тесно сотрудничать и с проектом “Диссеропедия научных журналов”, и с Советом по этике АНРИ. И если есть претензии к журналам, включенным в RSCI, то мы на них будем реагировать. Мы постараемся ужесточить требования к научным журналам, чтобы в списке RSCI, коль скоро он получает всё большее влияние и известность, остались статьи только из добросовестных журналов», – подчеркнул вице-президент РАН.


Видеозапись пресс-конференции см. https://www.youtube.com/watch?v=pQu8aLaPj6k&feature=youtu.be

Презентация О. Уткина https://yadi.sk/i/PUJfjYHrxdVkRQ

Презентация Е. Еременко https://yadi.sk/i/83b3ZZrLJoY9Fg